Норвегия летом 2013 года

Норвегия однажды летом в самые длинные дни

в июне 2013 года

Фотоальбом Осло

Обратно  в Норвежский альбом                

Оглавление

1. Ратуша

2. Центр города, нанизанный на ось главной улицы

3. Норвежский народный музей

4. Морские музеи Бюгдоя

5. Парк Вигеланна

 

6. Квадратура, где всё начиналось

7. Беглый взгляд на крепость Акерсхус

8. К северу от главной улицы

9. Оперный театр на берегу фьорда
10. Гавань, набережная Aker Brygge, район Frogner и прочее

11. Впечатления от городского транспорта

 

4Морские музеи Бюгдоя

 

Помимо Норвежского народного музея на Бюгдое находятся четыре морских музея - Музей кораблей викингов (Vikingskipshuset), Морской музей (Norsk Maritimt Museum), музей корабля "Фрам" (Frammuseet) и музей "Кон-Тики" (Kon-Tiki museet). Если ехать на Бюгдой автобусом № 30, сначала будет Народный музей, потом Музей кораблей викингов, а потом на одной площадке все остальные музеи. На Бюгдой можно попасть также на катере, идущем от причала возле ратуши, это займёт 10-15 минут. В этом случае вы первым делом увидите три последних музея, а до Музея кораблей викингов и Народного музея вам придётся всё-таки проехать на этом автобусе, ну или прогуляться до них пешком, если есть такое желание. Я ехала на автобусе и поочерёдно собрала по его пути все музеи.

 

 (кликните на картинку, чтобы получить увеличенное изображение)

 

1. Музей кораблей викингов, название которого почему-то хочется сократить до Музея викингов. Здесь находятся в разной сохранности три корабля викингов. Их  называют драккарами.  Их раскопали в погребальных курганах, потому что у викингов было принято хоронить в кораблях. Видимо, корабли сначала плавали по морям, по волнам, а когда становились негодными для плавания, их напоследок использовали для погребения. Правда, непонятно, как тащили эти корабли до сухопутных курганов. Так или иначе, но некоторые драккары сохранились до нашего времени.
Не лишним будет заметить, что викинги - это не национальность, а профессия, если можно так назвать их занятие. Они были в своём роде пиратами северных морей и имели в своём составе не только предков современных норвежцев.
   
2. Так называемый Осебергский корабль (Osebergskipet). Он лучше всех сохранился из трёх представленных здесь драккаров.
   
3. Нос горделиво приподнят и украшен резьбой. Украшение немного неожиданно для корабля таких суровых людей, какими были викинги.
   
4. У носа на конце изящная завитушка, которая наверняка что-то означала. Люди прошлых веков никаких украшений не делали просто так, всё было с глубоким смыслом. Мне нравится этот корабль!
   
5. Гокстадский корабль (Gokstadskipet) тоже неплохо сохранился, но не производит такого впечатления, как Осебергский корабль.
А третий корабль (Тюнский - Tuneskipet) я даже не стала фотографировать, потому что от него осталось только дно.
   
6. В музее представлены также разные предметы, которые нашли на этих кораблях. Шалаш из брёвен - это, видимо, погребальный домик или как он там называется.
   
7. После Музея викингов автобус номер 30 привёз меня на обширную площадку, с которой уже  видно море. Пути вперёд больше нет, и автобус благоразумно отправляется отсюда в обратный путь. Здесь находятся три морских музея, в том числе музей "Кон-тики", где выставлены два чрезвычайно интересных экспоната - плот "Кон-Тики" и папирусная лодка "Ра-II", на которых известный норвежский учёный и путешественник Тур Хейердал переплывал океаны. Воистину норвежцы - это самые отважные путешественники всех времён и народов.
   
8. Возле него стоит истукан с острова Пасхи, вернее, его копия. Что за шапка у него на голове, мне осталось непонятным. Насколько мне помнится, у настоящих истуканов, стоящих на острове Пасхи, никаких шапок не наблюдается. Истукан напоминает, что в 1955-1956 годах Хейердал совершил экспедицию на остров Пасхи.
   
9. В музее полумрак, потому что нет естественного освещения через окна. Вероятно, это сделано для того, чтобы от солнечного света не разрушались эти ценные исторические экспонаты, если позволительно их так назвать. Вместо дневного освещения на них направлен неровный жёлто-оранжевый искусственный свет, который освещает их крайне неравномерно, отчего на фотографиях наблюдаются жёлто-оранжевые пятна.
Это плот "Кон-Тики". На нём Хейердал проплыл от Южной Америки до Полинезии, тем самым доказав, что острова Полинезии могли заселить жители Южной Америки.
В школьные годы я прочитала книгу Хейердала "Путешествие на "Кон-Тики", которая сильно на меня подействовала. Могла ли я тогда подумать, что когда-то увижу этот плот в реальности! Хотя плавание состоялось не так уж давно, в 1947 году, всё это было словно в ином измерении, куда нам не было доступа. Как сильно с той поры изменился мир!
Во время экспедиции был снят фильм, который в 1951 году получил кинопремию "Оскар" в номинации документальных фильмов. Его тоже можно посмотреть в музее.
   
10. Плот назвали в честь героя многих полинезийских сказаний. Можно предположить, что на парусе изображён именно он.
   

11. Он сделан из бальсовых брёвен. Бальса - дерево, произрастающее в Южной Америке и обладающее особыми свойствами,  которые делают его незаменимым для создания плотов. В частности, сухая бальса очень мало весит. Он полностью соответствует тем плотам, которые строили инки в доколумбову эпоху и на которых они плавали по морю. При строительстве не использовались гвозди, всё соединено канатами.
Уму непостижимо, как можно было плыть на этом плоте через океан! У него даже нет бортиков, чтобы не свалиться в воду.
   
12. Хижина была сделана из бамбуковых стволов, а её стены покрыты циновками из бамбука. Крыша была
выстлана бамбуковыми планками и покрыта банановыми листьями. В настоящее время банановых листьев тут не наблюдается, а бамбуковые планки вроде бы на месте.
   
13. ***
   
14. На палубе был настелен расщепленный бамбук, прикрепленный к бревнам в виде отдельных планок, а сверху положены бамбуковые циновки.
   
15. Второй главный экспонат музея - папирусная лодка "Ра-II", спроектированная по рисункам и макетам лодок Древнего Египта. Первая лодка "Ра" из-за конструктивных недостатков разрушилась во время плавания, которое пришлось прекратить. Второе плавание (в 1970 году) оказалось успешным. Хейердал с интернациональной командой, в которой был и наш соотечественник Юрий Сенкевич, проплыл на этой лодке от Марокко до островов Карибского моря, доказав тем самым, что древние мореплаватели могли совершать на таких лодках трансатлантические переходы.
   
16. Детали лодки. Снять её целиком с хорошего ракурса оказалось задачей слишком трудной, потому что места там хотя и гораздо больше, чем в музее "Фрам", но всё-таки недостаточно, чтобы отойти на нужное расстояние.
   
17. ***
   
18. ***
   
19. Макет тростниковой лодки "Тигрис", которая не сохранилась. В 1977 году Хейердал отправился на "Тигрисе" через Персидский залив в Пакистан, чтобы проверить ещё один морской путь, на котором могли существовать торговые и миграционные контакты. В тот год в этом регионе разразился военный конфликт, и Хейердал не стал заканчивать своё путешествие, а "Тигрис" был сожжён в знак протеста против разгоревшейся войны.
   
20. На этой же площади находятся Музей корабля "Фрам" (слева) и Морской музей (справа). В Морской музей я не пошла, потому что не настолько интересуюсь морскими делами, чтобы меня заинтересовал музей общеморской тематики, а вот музей "Фрама" был мне очень интересен. 
21. Здание музея "Фрама" имеет форму положенной на бок треугольной пирамиды или, если угодно, шалаша. Его построили в точности по размерам корабля. Зайдя в помещение, вы сразу упираетесь в его нос, и этот нос нависает над вами, не давая опомниться и разобраться, что тут к чему. Норвежцы - великие экономы, они не расщедрились на большое помещение даже ради такого заслуженного корабля, как "Фрам", а он очень заслуженный. Он был построен специально для полярных экспедиций, и на нём в 1893-1912 годах были совершены три экспедиции к Северному и Южному полюсам. Во время третьей (антарктической) экспедиции под руководством Роальда Амундсена впервые был достигнут Южный полюс. 
   
22. Снимать его можно только по частям. Вдоль бортов идут лестницы, по которым можно подняться на галерею, окружающую корабль, и пройти на палубу. На палубе происходят туристические развлечения, в том числе что-то показывают на экране. К сожалению, всё это было на не доступных мне языках. 
   
23. Ещё одна попытка в предложенных условиях объять корабль взглядом объектива. 
   
24. Мачты почти упираются в потолок. Ну за что его так? Обидно за него. Гордый корабль, плававший в полярных водах среди айсбергов, затиравшийся льдами, избежал многих опасностей и теперь стал музейным экспонатом, тщательно упрятанным в тесную коробку. Конечно, тут его уже не ожидают никакие превратности судьбы, даже дождик не помочит, и он будет бесконечно долго стоять в своём тесном загончике в целости и сохранности, но всё равно за него обидно. Мне не понравился этот музей, хотя справедливости ради надо сказать, что надо быть благодарными за то, что его всё-таки сохранили. Это было вовсе не предопределено и не гарантировано текущим положением дел того времени, когда "Фрам" ушёл на покой.  
   
25. Выйдя из "Фрама", я пошла куда глаза глядят и вышла на зады Морского музея и музея "Фрам".
   
26. На берегу стоят пять серьёзных мужчин в полярной экипировке и смотрят на море. Почему-то кажется, что им хочется туда, в дальние моря и океаны.
   

27. В этом не было бы ничего удивительного, потому что тут изображены пять норвежских путешественников, впервые в 1911 году достигших Южного полюса. Это Роальд Амундсен (Roald Amundsen), Олаф Бьоланд (Olav Biaaland), Сверре Хассель (Sverre Hassel), Оскар Вистинг (Oscar Wisting), Хельмер Хансен (Helmer Hanssen).

   
28. Пора возвращаться. По пути к причалу мне встретился памятник, посвящённый норвежским морякам, погибшим во время Второй Мировой войны. Табличка на памятнике гласит в переводе на русский: "Во время Второй Мировой войны 1939-1945 более 1000 норвежских кораблей торгового и военного флотов выполнили множество заданий и перевезли 115 миллионов тонн грузов для антигитлеровской коалиции. Больше половины судов было потеряно, из 35000 моряков 4500 погибли борясь за свободу Норвегии. С глубоким уважением и благодарностью участникам тех событий поставлен этот памятник".
Спасибо интернету, который знает этот перевод.
   
29. Слева краешек причала, а вдали Осло, то есть его центральная часть во главе с ратушей. Катер с этого причала привезёт вас прямо туда.
   
 Рейтинг@Mail.ru  

Обратно  в Норвежский альбом