Обратно в меню 

Восемь дней в Париже в сентябре 2002 года

 

Оглавление

 

Часть 1. Общие впечатления. Обзорная экскурсия. Нотр-Дам. Освоение метро. Опера Гарнье, Тюильри, Монмартр.

Часть 2. Вечернее плавание на кораблике по Сене. Чрево Парижа. Лирическое отступление про ноги. Версаль. Лувр. Фонтенбло. Могила Наполеона. Музей Родена. Музей д'Орсэ. Центр Помпиду. Кладбище Сент-Женевьев де Буа. Музей эротики. Дефанс. Монпарнас.

Часть 3. Впечатления от метро. Парижские улицы. Заключение.

 

Фотографии

26.11.2012 Новая обработка фотографий вместо старых отвратительного качества сканов с отпечатков. Теперь это сканы с пленки. Фотографий стало больше, качество лучше. Правда, пленка за десять лет не осталась неизменной, цвета немного поблекли, но всё равно никакого сравнения с тем, что было раньше. Прежний вариант отправлен в небытие.

Часть 1.

 

Скажу сразу и прежде всего: Париж мне очень понравился. Это город-сказка, город-чудо, город-песня. Одна неделя на этот город - это почти ничего, только аппетит разыгрался. Уезжать не хотелось, было грустно, и теперь хочется в Париж снова. Спрашивала у других, и они говорили то же самое. Всем не хотелось уезжать и все хотят приехать снова. Прошло уже немало дней, как я вернулась, а в голове все еще разные образы города и его названия: Рю де Риволи, Пале-Рояль, Конкорд…

А в начале было слово, и слово было sortie, с него начался выход из самолета в аэропорт имени де Голля. Смысл слова был сразу хорошо усвоен, благо что ниже его стояло до боли знакомое exit. Потом это слово будет одним из ключевых везде и особенно в метро, где, выйдя из вагона, сразу же искали табличку с этим словом и немедленно находили, а потом оно вело нас до самого выхода наверх. Ошибиться было невозможно. В аэропорту это слово довело наконец до таможенного поста, где таможенник сказал мне русское слово "билет" (или же по-французски billet?), подразумевая, чтобы я показала обратный билет на самолет, поставил в нужном месте какую-то печать и благословил тем самым мой выход на французскую землю.

Сначала общие впечатления. Оказывается, Париж - это очень маленький компактный город. Его окружная дорога имеет длину всего 32 км, и в этой окружности живет 2.2млн человек. Как они там умещаются - не представляю. Вдобавок они принимают за год 10млн туристов (в другом источнике прочитала - 30млн), и вся эта нагрузка ложится на площадь, ограниченную кольцом длиной 32 км, и на тех людей, которые там живут. Но характер у французов от этой нагрузки, кажется, не испортился, потому что везде и всюду нас сопровождало "бонжур" и "мерси". Очень уютный город и застроен до предела. Каждая улица представляет собой один сплошной дом (с некоторыми отличиями в архитектуре), тянущийся от угла и до угла. Я так и не поняла, существуют ли какие-нибудь дворы у этих домов, потому что ни разу не довелось встретить что-нибудь наподобие арки или ворот, позволяющих заглянуть в глубину квартала. На некоторых улицах нет ни единого деревца (например, на улице Клиши, по которой мы ходили каждый день от гостиницы и обратно), они очень узкие, узки на них и тротуары, деревьям там просто не разместиться. Если взглянуть на карту, то очень хорошо видно, что улицы представляют собой частую паутину и нет ни одной такой, которая бы шла параллельно с какой-нибудь другой. Это составляет, по-моему, одну из прелестей Парижа. Идешь по какой-нибудь улице и выходишь на крохотную площадь, которую у нас даже площадью назвать бы постеснялись, а от этой площади выходит как минимум пять улиц, и по крайней мере на углу одной из них есть непременно уличное кафе с маленькими столиками и очень симпатичными стульями, на которые так и хочется сесть. Народ сидит лицом к площади, что-то ест-пьет и созерцает. На такую площадь очень часто выходят дома-утюги, одна сторона которых принадлежит одной улице, а другая - соседней. Забавные такие дома, некоторые в профиль даже увидеть сложно.

Еще одна из прелестей Парижа - чугунные решетки по низу окон. Ряд окон и по нижнему их краю ряд черных решеток-полосок. У разных домов разный узор решеток. А листья на деревьях в Париже почему-то не желтеют, а просто жухнут и опадают. Нет золота на деревьях, нет золота под ногами, нет золотой осени. Что тому причиной - плохая почва и плохой воздух или просто не те деревья, что у нас?

 

Теперь где была и что видела. Расскажу так, как это было - почти в хронологическом порядке с некоторыми отступлениями. В основном это будут впечатления, а не скрупулезное описание увиденного, хотя дань описаниям отдана тоже. Не вижу смысла пересказывать гида и путеводитель, потому что в знании Парижа мне с ними не тягаться.

В первый день, как водится, обзорная автобусная экскурсия по Парижу. Вандомская площадь, площадь Согласия, Елисейские поля, Триумфальная арка и разумеется, Эйфелева башня. Башня почему-то не впечатлила; может, из-за того, что ее изображение уже давно растиражировано и всем знакомо. Тем не менее признаЮ ее красоту, причем это скорее красота формы, чем содержания, потому что содержание, то бишь, составляющие ее детали представляют собой вполне технологичные железки, соединенные в определенном порядке для придания ей нужной формы и устойчивости. Когда проезжали рядом с ней совсем близко, эти железки я хорошо разглядела. Скажу сразу, что забираться наверх мне не пришлось, потому что было много других интересных дел и потому что не сильно хотелось. Елисейские поля также не впечатлили, улица как улица; правда, очень широкая в отличие от большинства парижских улиц и довольно-таки длинная. Собственно говоря, она и не обязана впечатлять, наверно, просто дело в том, что название уж до того известное, что ждешь невесть каких красот. Еще герои Бальзака, если мне не изменяет память, отправлялись сюда на променад. Но, забегая вперед, скажу, что в прогулке по вечернему Парижу пришлось проезжать мимо нее по площади Согласия, и тогда она представляла собой реку движущихся огней: с правой стороны красных, а с левой желтых. Это по ней таким вот сплошным потоком двигались автомобили, и это было впечатляющим зрелищем. На обзорной экскурсии проезжали также немало других исторических мест, в том числе Лувр, но они не отложились в памяти отдельно, а только как общее впечатление.

Окончанием этой экскурсии был Собор Парижской Богоматери. Что сказать? Хочется поахать и поохать. Красиво, впечатляет. Внутри цветные витражи, прельстившись на красоту которых, я даже попробовала их снять, и кое-что получилось. К этому собору я возвращалась еще два раза. В первый раз - чтоб залезть наверх. Гид напугал, что наверх ведут более 1000 ступенек, и я даже не была уверена, что смогу эту тыщу одолеть, но гид что-то перепутал, наверно, потому что ступенек было явно меньше; во всяком случае, мне они дались хотя и не играючи, но и без особого напряга. Во второй раз я использовала представившееся свободное время, чтобы пройти по набережной Сены и заодно снять собор с того ракурса, который не получился в прошлый раз из-за неудачной освещенности.

Во второй половине дня - пешеходная экскурсия по Латинскому кварталу. Отправной точкой был Нотр-Дам, но когда мы углубились в Латинский квартал, ориентация в пространстве была сразу утеряна. Гид вел от одного примечательного места до другого одному ему известным маршрутом, показал много интересного, в том числе остатки римских бань, Сорбонну, какие-то чрезвычайно красивые старинные здания со своей особой примечательной историей, многие из которых должны остаться на моей пленке, но в голове мало чего осталось сугубо информативного. Запоминать что-либо я и не старалась, потому что это было бесполезно, слишком много впечатлений за один день. После Латинского квартала был Люксембургский сад с его дворцом. В саду множество парижан предаются блаженному безделью и созерцанию его красот. И везде цветы, цветы, цветы.

Долго ли коротко шла эта экскурсия, но в конце концов закончилась и она. Мы решили вернуться к Нотр-Даму, чтобы забраться наверх. Гид рассказал нам, как до него дойти из Люксембургского сада, но в его объяснение вкралась маленькая неточность, из-за которой мы пошли не совсем куда надо и в результате, пройдя почти весь бульвар Сен-Мишель, не особенно интересный, обогнули Люксембургский сад и оказались в той же точке, откуда начали путь. Пришлось изучить карту, чтобы найти правильный маршрут, и в конце концов ноги привели нас к Нотр-Даму, и мы забрались наверх, о чем я уже говорила. Париж хорошо смотрится с высоты своего главного собора, я не пожалела о затраченных усилиях.

После благополучного спуска встал вопрос о возвращении в гостиницу, и мы решили искать метро, потому что уже твердо знали по крайней мере название той станции, до которой нам нужно было ехать - станции Place de Clichy (площадь Клиши). Именно в районе этой площади была наша гостиница. Было часов семь вечера. Шли мы куда глаза глядят, приблизительно зная направление, и пришли в конце концов к станции метро под названием Hotel de Ville, а точнее сказать, почему-то именно эта станция первой оказалась на нашем пути. Здесь нам надо было решить задачу перемещения из пункта А (Hotel de Ville) в пункт Б (Place de Clichy). Очень долго изучали схему метро, нашли на ней пункт А и пункт Б. Выяснилось, что для достижения пункта Б из пункта А нужно сделать одну пересадку. Прежде чем сесть в вагон, запомнили название станции пересадки, потом проверяли себя, в нужном ли направлении едем - в общем, морока была немалая. Но после того, как мы благополучно вышли из метро на площади Клиши и добрались до гостиницы (это было в 9 вечера), я могла с полной уверенностью сказать, что принцип пользования парижским метро был мною освоен. В дальнейшем я чувствовала себя в нем вполне уверенно. О впечатлениях о парижском метро расскажу еще отдельно.

Второй парижский день. Сначала была пешеходная экскурсия "Париж театральный", которую лучше было бы назвать "Париж театральный и литературный". Началась она, как обычно, на ступеньках Оперы. Про Оперу теперь пришло время сказать отдельно. Это было место наших встреч, которое изменить нельзя, то есть, по утрам начало всех экскурсий - автобусных или пешеходных. Экскурсии, которые проводились во второй половине дня, могли начинаться в ином месте. А Опера - это Опера Гарнье, старинное красивое здание, главная опера Парижа, к которой мы шли ежедневно утром из своей гостиницы. Парижане в это время шли быстрым шагом по своим делам, а мы шли неспешно к Опере, благо время позволяло. В это время на улице Клиши, по которой мы обычно ходили, шла утренняя жизнь - быстро шли взрослые, дети шли в школу (или как там она у них называется?), с машин выгружались какие-то коробки (наверно, продукты для магазинов), часть тротуара загромождали мусорные баки зеленого цвета, которые вечером куда-то исчезали. В общем, такой простой бытовой Париж представал по утрам нашему взору. Но уже в это время (8-9 утра) было открыто много магазинов и кафе, куда можно было забежать выпить кофе.

Так вот, теперь эту Оперу, которая для нас до сих пор была лишь как условленное место встреч, предстояло узнать изнутри. Для желающих ознакомиться с ее интерьерами продавались специальные билеты, отличные от билетов на спектакли. Вот так мы и попали в Оперу. Гид много водил и много рассказывал, от его рассказов и лицезрения интерьеров я проникалась к этому зданию все большим уважением, а под конец его рассказов и вождения по этажам уважению просто не стало пределов. Здание впечатляет как снаружи, так и внутри. Как было нам сказано, внутреннее содержание представляет собой эклектику, смешение стилей, но мне как человеку неискушенному в стилях, все показалось вполне гармоничным. Наверно, стили - это все-таки прерогатива искусствоведов, а для обычных людей типа меня критерий иной - нравится или не нравится. Мне понравилось. Просторно, величественно, красиво. Наш Большой театр ему и в подметки не годится. К тому же со времени строительства минуло столько времени, что теперь все эти стили можно условно назвать "старина". Но.. есть небольшое "но". Плафон в зале был расписан Шагалом, что входит в сильное противоречие со всем остальным. Это уже было видно и моему неискусствоведческому взгляду и вполне заслуживало слова "эклектика". Но французы, как я понимаю, относятся без пиетета к своей старине и могут спокойно осовременить что угодно. Их не пугает ни эклектика, ни соединение вместе 17 и 20 веков. Так, они построили во дворе Лувра стеклянную пирамиду, от вида которой в этом месте лезут глаза на лоб. Наверно, именно такого эффекта и добивались, потому что это сочетание (Лувра и пирамиды) забыть невозможно. Еще обратила внимание на явно современные витражи в соборе Сакре-Кер на Монмартре, построенном в 19 веке.

После Оперы экскурсия "Париж театральный" продолжалась на улице. Мы углубились в какие-то кварталы, гид показал нам несколько исторически известных театров, а также места жительства известных литераторов, каким-то образом причастных к театру или не причастных к нему. Кое-где были мемориальные доски, что вот в этом доме жил такой-то, на что гид обращал наше внимание. Как я заметила, в Париже мемориальные доски не сильно распространены. Вышли на памятник Мольеру, очень интересный, на который я самостоятельно вышла бы разве что случайно. Около него состоялся рассказ про Мольера. Поскольку было по пути, посмотрели заодно еще и дворец Пале-Рояль, хотя он не имел никакого отношения ни к литературе, ни к театру. Экскурсию закончили у Комеди Франсэз.

Пообедав в кафе, вдруг увидели, что находимся около какого-то парка, и решили туда зайти. Это оказался парк Тюильри. Как и во всех парках, в нем много цветов, в центре круглый пруд, где плавают утки. Мы обратили внимание на здания явно исторического происхождения с симпатичными башенками, соседствовавшие с парком, но не знали, что это за здания.

Забегая вперед, скажу, что уже на следующий день отрывочные картины города стали постепенно складываться в целостную картину. Так, выяснилось, что парк Тюильри соседствует не с чем-нибудь, а с Лувром, и мы видели из парка башенки на самых оконечностях Лувра, здание которого, как известно, представляет собой букву П; то есть, мы видели самые нижние кончики буквы П. В дальнейшем парк Тюильри соединился в моем сознании (с помощью ног, поскольку было пройдено пешком) с площадью Согласия, а поскольку с площади Согласия я позднее прошла пешком до Оперы, то самый центр Парижа уже представлял для меня довольно целостную картину.

После Тюильри мы самостоятельно отправились на Монмартр. Слово известное и ассоциируется с художниками, что имеет под собой законное основание, и мы в этом убедились сами. Как известно, местность Монмартр представляет собой холм, возвышающийся над Парижем. Мы углубились в улочки, одни из которых обвивали холм, а другие карабкались вверх. Покарабкались и мы, отдав сначала дань обвивающим улицам. От гуляния по ним создалось такое впечатление, что монмартрцы ничем иным не занимаются кроме как едят с утра до вечера, потому что все первые этажи этих улиц представляли собой один сплошной продовольственный магазин, перемежающийся с кафе. Из продовольствия почему-то превалировали кондитерские изделия, из чего пришлось делать заключение, что все монмартрцы - ужасные сладкоежки. В общем, поблуждав по обвивающим улицам и заглядывая иногда в путеводитель, из которого в частности узнали, что тут какое-то время жил Репин, стали забираться на холм, выбрав для этого улицу, которая нам показалась живописной. Это была rue Rovignan, и она не обманула наши ожидания. Поднявшись до половины, мы неожиданно обнаружили крошечную живописную площадь, где сели отдохнуть, сочтя обнаружение площади достойным поводом для отдыха, а причиной было то, что уставшие ноги его сильно жаждали.

Отдохнув, пошли дальше и на соседней улице увидели мельницу, одну из двух оставшихся от былых 40 штук, украшавших монмартрский холм. Живописно, ничего не скажешь. Нечего и говорить, что фотоаппарат все время был в состоянии готовности. Но путь вел дальше, все вверх и вверх, и почти на самой вершине начались магазинчики сувениров, где был их стандартный набор, начиная от Эйфелевой башни во всех вариантах и кончая футболками со словом "Paris". Но важное отличие было то, что тут продавались разного уровня картины или репродукции картин, что говорило о том, что художники где-то рядом. И вот они сами! Открылась площадь, называемая Площадь Холма, где были вперемешку картины и художники. Не знаю, кого было больше, но картины, художники и покупатели (условно говоря) заполняли ее всю. Некоторые художники творили прямо на наших глазах, в том числе писали портреты желающим примерно как в Москве на Арбате. К сожалению, цена картин, которые бы стоило купить, начиналась с 300 евро, поэтому я лично ушла оттуда без картины. В магазинах была, правда, еще и полная фигня за 20-40 евро, но на нее не стоило тратить даже и копейки. Коль любить, так королеву...

Но это еще не все. Уставшие ноги привели к собору Сакре-Кер. Красивый и весь какой-то белоснежный, словно только что построенный или только что умытый. На лестницах, что спускались вниз от собора, была уйма народу. Кто сидел, кто стоял, но все любовались видом на Париж. Париж лежал у наших ног, освещаемый солнцем, которое уже клонилось к закату.

После собора мы решили, что смотреть больше нечего, что он должен стать завершающей точкой наших скитаний по Монмартру, и отправились домой, то бишь, в гостиницу. Как мы отправились в гостиницу? Правильно, пешком, ведь до нее от Монмартра было всего ничего, каких-нибудь полчаса ходьбы.

 

Обратно в меню * Часть 2

  Рейтинг@Mail.ru
Используются технологии uCoz