На оглавление * Обратно в меню

Восемь дней в Париже. Часть 3.

 

Впечатления от парижского метро.

Метро в Париже сугубо функционально и не имеет никаких архитектурных излишеств и иных художественных изысков. Вход в метро почти незаметен. Просто где-то на тротуаре замечаешь ступеньки вниз, обнесенные решеткой, над которыми есть либо надпись "Metro", либо "Metropolitain", иногда буква M желтого цвета, а иногда еще что-то. Издалека не всегда и увидишь. Сеть линий очень велика и замысловата. Нет такой линии вроде московской кольцевой, которая соединяла бы все. Но самое главное отличие от московского метро заключается в том, что рельсы на оба направления проложены в середине платформы, поэтому, ошибившись направлением, нельзя просто выйти из вагона и перейти на другую сторону, а придется выходить, идти по переходу, искать указатель - в общем, целая морока. Поэтому помимо понятия линии, которые различаются по номерам, есть еще понятие направления на этой линии, которые обозначаются конечными станциями. И всегда при входе на станцию ищешь указатель. Например, М2 direction Porte Dauphine, что означает: линия 2 (буква М - это признак метро), направление Porte Dauphine. Если понять этот ключевой момент, то никаких трудностей в пользовании метро не будет. Мы всегда первым делом шли к схеме метро, определяли, где мы находимся и куда должны попасть, затем определяли, где придется делать пересадку, а иногда и не одну, обязательно запоминали направление, и шли по указателям. Иногда ходьба по указателям была сродни ходьбе по лабиринту, столько подземных коридоров и лестниц приходилось преодолеть, пока дойдешь до нужной платформы. Но указатели ни разу не подвели, они всегда оказывались в нужном месте. За редким исключением в метро нигде нет эскалаторов, а все лестницы, лестницы, лестницы. Много же этих лестниц пришлось нам исходить!

Все станции похожи одна на другую. Есть, правда, минимальные различия в цвете кафеля или цвете-форме стульев-скамей, но на них не останавливается внимание, потому что надо всем превалируют громадные рекламные изображения во всю стену. Реклама - хозяйка парижского метро. Вагоны симпатичны, часть скамеек откидывается, часть стационарна. Едут они почти бесшумно в отличие от наших и не так быстро. На станциях стоят дольше, так что народ выходит из вагонов не спеша. Понятия часа пик, видимо, не существует, потому что мы ездили на нем в разное время, в том числе рано утром, но никогда не было никакой давки, вагонам хотя и случалось быть заполненными, но не до отказа. Названия станций в вагоне не объявляются, надо следить за ними на платформе. Первое время у нас с этим была некоторая напряженка, то есть, мы проверяли название каждой станции, по которой проезжали, сверялись со схемой линии в вагоне, которая есть над каждой дверью, предупреждали друг друга, что осталось столько-то станций и пр. Потом настолько освоились, что усаживались подальше на скамейки и спокойно разговаривали, изредка поглядывая на очередную платформу, где остановился поезд.
Где-то в интернете вычитала такое мнение, что парижское метро - это транспорт для бедных и бомжей. Не знаю-не знаю. Публика там вполне приличная, такая же, как и на улицах, никаких бомжеватого вида людей нигде в метро не видела. Правда, однажды увидела спящего в каком-то закоулке человека, но и все. В общем, ездить в парижском метро можно спокойно. Нормальный достойный вид транспорта. Это часть Парижа, которую тоже интересно узнать.


Парижские улицы.


Большинство улиц узкие, как я уже сказала, поэтому на многих одностороннее движение. Автомобили припарковываются на обеих сторонах улиц и стоят плотно друг за другом. Иногда вдоль улицы остается место для проезда только одного автомобиля, так что при двустороннем движении были бы неизбежные заторы, поэтому одностороннее движение - это часто единственный выход и благо для города.

Ходить по улицам Парижа - это одно удовольствие. Нигде нет подземных переходов, по которым нужно переходить с одной стороны улицы на другую, все наверху - и транспорт, и пешеходы. Собственно говоря, в большинстве случаев заводить канитель с созданием подземных переходов просто бессмысленно, потому что в подавляющем большинстве все улицы узкие и перейти их можно в три шага. Кроме того, на каждом шагу есть пешеходные зебры и светофоры. Где бы тебе ни понадобилось перейти, всегда увидишь достаточно близко и то, и другое. В одном месте меня умилил светофор через улицу, которая имела всего 2 метра ширины от тротуара до тротуара. Никто по этой улице не ездил, но светофор исправно делал свое дело. Парижане столь же безалаберный народ, как и мы, они принимают светофоры лишь как некую условность, которой вовсе не обязательно подчиняться. Поначалу мы дисциплинированно останавливались перед каждым красным светом и ждали зеленого, но очень скоро увидели, что парижане действуют по обстоятельствам и не обращают внимания на формальности, то есть, точно так же, как и в Москве, идут на красный свет, если поблизости нет машин. И мы стали поступать так же. Интересно еще, что иногда перед нами загорался красный свет, и мы ожидали, что машины начнут движение, но они почему-то не двигались с места, и тогда мы успевали перейти на другую сторону. У нас бы они мгновенно ринулись на свой зеленый свет. Зеленый свет всегда горит достаточно времени для того, чтобы успеть перейти, не бывает такого, чтобы красный свет застал тебя посреди дороги, разве что ты начала переходить поздновато, но и тогда обязательно дождутся, пока ты перейдешь, не фырча нетерпеливо мотором у тебя под ухом. Поначалу мы с опаской начинали переход на свой зеленый свет, если в некотором отдалении на приличной скорости к переходу приближалась машина. Но она всегда успевала затормозить иногда сантиметрах в 20 от тебя, поэтому мы постепенно прониклись доверием к автомобилям и потом просто уже не обращали на них особого внимания, зная, что ничего плохого они нам не сделают. Иногда случалось видеть, как автомобиль проезжал на свой красный свет, но это происходило как-то логично, что ли, а не нагло. Просто не успел остановиться и проскочил ненароком, но никому не пришлось увертываться из-под колес. Никакой полиции на улицах нет, которая бы следила, в частности, и за движением. Правда, несколько раз видели полицейских, но в каких-то отдельных особых местах. В общем, пешеходы и автомобили в Париже живут дружно. Но есть еще одна разновидность участников движения - это мотоциклисты. Мотоциклы в Париже очень распространены, что неудивительно из-за такой загруженности улиц, и с ними вопрос особый. Они более мобильны и более смелы. Иногда вдруг промчится мимо тебя как вихрь, оглушит громом и через мгновение уже где-то вдалеке. Поэтому переходя даже пустынную улицу, надо было прежде всего посмотреть, нет ли вдалеке мотоцикла, потому что он в одно мгновение может оказаться рядом.
Как-то мы видели нечто похожее на демонстрацию мотоциклистов. Они ехали сплошным потоком по одной из центральных улиц, и продолжалось это минут пять. Странное дело, вскоре после этого мы уже на другой улице увидели нечто вроде демонстрации роллеров. Множество людей на роликах выехали из одной улицы, обогнули дом и поехали по соседней улице. Не знаю, что это могло означать. Может, это нашло отражение в парижских газетах, но мы их не читали.


И наконец!

Хочу снова в Париж! Как хорошо было бы побыть в нем в режиме свободного созерцания, как говорит один мой знакомый! Не связанной экскурсиями, ходить свободно куда захочется, быть там столько, сколько хочется быть, никуда не торопиться и не иметь сожаления, что осталось недосмотренным и то, и это. Выбирать удачное время дня для съемок, вернуться туда снова.. Эх! Для этого надо помимо прочего немного выучить французский. Его особенно не хватало для объяснения с официантами в кафе. Надо знать хотя бы названия блюд и немного общеупотребительных фраз. Мне очень нравится французский язык. Он звучит как музыка и кажется легким-легким. Я с удовольствием слушала обрывки разговоров на улицах, разговоры портье в фойе гостиницы. Откопав в разговорнике нужную фразу, просила его по-французски разбудить меня во столько-то часов, он согласно кивал мне и неизменно будил какой-то французской фразой по телефону, на что я, ничего не поняв, отвечала merci. Иногда ко мне на улице обращались с вопросом по-французски, и мне приходилось с внутренним сожалением отвечать заготовленную фразу "Я не говорю по-французски". С удовольствием говорила везде, где можно, merci, bonjour, s'il vous plait..

Удастся ли побывать в нем снова?

На оглавление * Обратно в меню

Рейтинг@Mail.ru

 
Используются технологии uCoz