Обратно

 
 

Барселона. 

Три первых дня.

 

  

Оглавление

  Три первых дня

  Гауди и Барселона

  Монастырь Педральбес

  Готический квартал

  Лирическое отступление. Гастрономические впечатления от Испании

  Два последних дня

 

Три первых дня.

   

 В Барселону нужно прибывать с моря; пусть на плоте, пусть на надувной лодке, но обязательно с моря. Конечно, плоты и надувные лодки - это на тот случай, если у вас нет других плавательных средств, но если в вашем распоряжении есть белоснежный четырехпалубный океанский теплоход, то прибыть в город нужно на нем и только на нем. При этом непременно нужно запросить у небесной канцелярии ясный солнечный день и велеть капитану, чтобы прибытие состоялось в первой половине дня – как раз тогда, когда безмятежное средиземноморское солнце смотрит на город с моря.

Тогда, стоя на самой верхней палубе после долгого плавания и нетерпеливого ожидания, вы наконец увидите на горизонте полоску земли, которая будет приближаться, обрастать подробностями и в конце концов превратится в извилистую линию  гор, а вслед за этим у их подножья вашему взгляду предстанет широко раскинувшийся город. А берег все ближе... уже видны дома, пальмы, залив со стоянкой яхт и с солнечными бликами на синей воде. Кто-то стоит на высокой колонне и простирает к вам руку в приветствии. Конечно, это Колумб. Кто еще может первым встречать вас в испанском городе? Все залито солнцем, синий цвет сегодня главный: синее небо, синие горы на горизонте, синее море, и окруженный этой синевой, стоит город – неизвестный, волнующий, манящий, и едва ступив на набережную, вы полюбите его, и эта любовь никогда вас не покинет.

Может быть, все видится не так с борта океанского лайнера, как нарисовала моя буйная фантазия, но одно будет верным обязательно - не полюбить этот город невозможно.

Ну, а мы прибыли в Барселону прозаически – на автобусе поздним вечером. Позади была дорога из Мадрида с заездом в Сарагосу. Группа, к которой нас присоединили, очень торопилась. Они назавтра уезжали кто куда и обязательно хотели попасть сегодня на знаменитый барселонский фонтан, не увидеть который просто невозможно. Это ж будет полный конфуз, если тебя спросят дома, как понравился главный барселонский фонтан, а ты скажешь, что не видел. И зачем тогда ездил, спрашивается? Ну, и самому интересно, разумеется; настолько интересно, что Сарагоса кажется только препятствием; тем более, что про нее вряд ли кто-то спросит.

По этой причине пребывание в Сарагосе было сокращено до минимума – одного часа, потому что меньше уже никак невозможно. Здесь я воочию увидела, какая может быть разница между гидами, и оценила по достоинству Галину. Она хотя и не идеал, но явно превосходит девушку, которая была гидом у этой группы. Назову ее условно Ириной. Ирина всю дорогу из Мадрида в Сарагосу весело болтала с группой, разучивала с ней испанскую песню и только за полчаса до Сарагосы кое-что про нее рассказала. Рассказ, собственно, сводился к тому, что есть тут храм, а в нем почитаемая богородица Пилар. Вы на нее посмотрите, конечно, только старайтесь в храме не шуметь, потому что там верующие и не надо им мешать. Ни о какой экскурсии речь не шла, чтобы заехать ко дворцу Альмахерия - тем более. В час мы уложились, а я поблагодарила бога, что уже была в Сарагосе с Галиной и для меня все это не критично.

Было уже темно, когда мы прибыли в Барселону. Последние километры рядом с нами по небу катилась полная луна и вместе с нами въехала в город. В городе мы направились к отелю, и тут наши дороги разошлись, сопровождать нас до отеля она не захотела.

Быстро вселились, поужинали, и скорей-скорей на фонтан. Ирина показала нам, куда идти. Оказалось, что отель расположен очень хорошо: идти от него надо минут пятнадцать все время прямо, никуда не сворачивая.

Времени десять вечера, почти ночной город, совершенно незнакомый... Идешь скорым шагом по незнакомой слабо освещенной улице, стараясь не отстать от попутчиков, и зачем? Затем, что впереди у тебя цель – фонтан. А улица странная, на ней то и дело попадаются группы тусующейся молодежи. Если вспомнить, что в нашем четырехзвездочном отеле мы попали в ресторан через темное закуренное помещение, где в дыму происходило броуновское движение каких-то людей мужского пола, то мысли в голову приходят тоже странные и не очень радужные. Может, город оккупировали... не знаю кто... панки-рокеры-или-кто-они-там? Может, он весь состоит из этих тусовщиков?

Но мысль вернуться назад и спрятаться на темное время суток в своем номере не возникает. Вперед и только вперед – к фонтану! У меня еще целая неделя впереди, но стоит ли пренебрегать представившейся возможностью? Завтра будут другие дела, да и послезавтра тоже найдется чем заняться...

Знаменитый барселонский фонтан, носящий имя Волшебный фонтан, находится недалеко от площади Испании.  Сначала вы долго идете от площади по проспекту Королевы Марии Кристины (avinguda de la Reina Maria Cristina) мимо небольших фонтанчиков, однообразно выбрасывающих вверх подсвеченные струи. Они приготавливают вас к главному зрелищу. Оно уже видно там, впереди, только вы не различаете подробностей. Надо подойти поближе, и у вас появится выбор, откуда смотреть: можно просто встать рядом с  фонтаном с риском забрызгаться, можно взобраться на одну из двух площадок, и для этого вам даже не придется переступать ногами, потому что на площадку вас поднимет эскалатор. Обзор с площадок очень хороший, фонтан теперь впереди и ниже вас, смотрите и наслаждайтесь.

А смотреть есть на что. Фонтан циклопический по размерам, и зрелище поистине грандиозное. Раз в полчаса начинается действо: звучит музыка, и в ее сопровождении фонтан играет цветом и формой. Время от времени вместо струй каким-то образом получается клубящийся густой туман, и в это время фонтан напоминает многоярусный торт со взбитыми сливками. Минут через пятнадцать музыка заканчивается, остается цвет и игра струй, и так весь вечер с периодичностью в полчаса. Глубокой связи музыки с игрой цвета и фонтанных струй я не уловила, они существовали рядом, но не вместе.

Поскольку я смотрела в Праге представление под названием Кржижиковы фонтаны, они же танцующие фонтаны, то придется сравнить, хотя сравнивать сложно. Пражские танцующие фонтаны – это действительно представление, недаром на него продают билеты. Главное в нем – художественность и связь с музыкой. Какова музыка – таково и движение фонтанных струй. Кржижиковы фонтаны – это тонкость и изящество, барселонский фонтан – это громада, мощь, напор, сила, величие. По сравнению с пражскими фонтанами он  прост и незамысловат, на звание танцующего претендовать не может, но зрелище в своем роде великолепное.

Смотрела я, смотрела на фонтан, и вдруг мне на руку что-то капнуло. Неужели дождь? Да нет, не может быть, это из фонтана долетело; ветерок дунул, и долетело. А вот и нет, это дождь, как ни уговаривай себя, как ни старайся не поверить. Небольшой дождик, слабенький, но пришлось раскрыть зонт.

Этот дождь был предупреждением, предтечей настоящему дождю, который начался на следующий день. Утром я вышла на балкон своего номера, и от открывшейся картины сердце у меня упало: на небе сплошные серые тучи, асфальт мокрый, кое-где стоят лужи. М-да... Не очень-то приветливо встречает меня Барселона.

В этот день закончилась первая часть моего тура и началась вторая, индивидуальная. Теперь я буду жить сама по себе, ходить где вздумается безо всяких групп и экскурсий. И вот как она начинается – дождем. Неужели туристический бог, который всегда благоволил ко мне и обеспечивал хорошую погоду во всех поездках, на этот раз от меня отвернулся? Под дождем я переехала из одной гостиницы в другую, под дождем пошла гулять. А что делать? Время на вес золота, сидеть в номере совершенно некогда.

Барселона в отличие от Мадрида хорошо изучена туристами и путеводителями, про нее много информации в интернете, поэтому я хорошо знала, куда должна пойти в первую очередь – конечно, на Рамблу.

Но  сначала поговорим о Барселоне. Карта хорошо помогает понять, что есть что в этом городе. Разворачиваем. Море внизу, от моря вверх по центру карты идет улица-бульвар Рамбла, нанизывая на себя все районы города. Размерами она не поражает, чего невольно ждешь от главной улицы, но от нее отсчитывается все: слева находится квартал Баррио-Чино, справа – средневековый Готический квартал, переходящий в квартал Рибера. Все это вместе составляет старый город, а сверху как могучая развесистая крона дерева над стволом-Рамблой  находится новый город под названием Эщампле (Eixample), над ним убегают в горы отдельные ветки – деревни и городки, еще в 19-м веке бывшие самостоятельными, а теперь входящие в состав Барселоны. Внизу у моря Рамбла опирается на набережную и ответвления-корни – полуострова и молы искусственного насыпного происхождения, которые, выдаваясь в море, исполняют назначенную им роль в общей жизни города-порта Барселоны. Какая это роль, я сказать затрудняюсь, но если они существуют, значит, роль у них есть.

У Барселоны есть одна особенность, о которой мало кто знает: она является столицей Каталонии, автономной области Испании. Нам, живущим на другом краю Европы, Испания представляется простой и незамысловатой: мы считаем, что в ней живут испанцы и говорят все они, естественно, на испанском языке. На самом деле Испания устроена сложнее и живут в ней не только испанцы. В частности, на ее северо-востоке есть автономная область Каталония и в ней живут каталонцы, которые говорят на каталонском языке. Этот язык вовсе не диалект испанского, а самостоятельный язык, хотя той же романской группы. Практически для туристов тут важно, что в Барселоне названия улиц и всяческие надписи, а также меню в кафе написаны на каталонском языке. Иногда надписи дублируются на испанском, но не всегда. Кроме этого из сказанного следует еще один совсем уж частный вывод: на территории Каталонии нужно иметь карты городов на каталонском языке, на испанском не годятся. Собственно говоря, карты на испанском никто и не предлагает, потому что это совершенно никчемная вещь.

Но знаток испанского языка тут точно не пропадет, потому что все каталонцы испанский знают, вот только не хотят на нем писать. Все мои хилые навыки объяснения по-испански, приобретенные в Мадриде, в Барселоне тоже пригодились и даже расширились по той причине, что самостоятельная жизнь потребовала более частых и разнообразных контактов с местным населением. Если в Мадриде я в основном общалась на улице на тему "как пройти?", то в Барселоне к этому прибавились объяснения в кафе, магазинах, в отеле и в других местах.

А теперь вернемся в дождливый день, первый день моего пребывания в Барселоне. Мой отель расположен очень хорошо: на улице Параллель в 10 минутах ходьбы от набережной и в 15 минутах ходьбы от Рамблы через странный квартал Баррио-Чино, что в переводе означает Китайский квартал. Название настораживает, хотя не отражает сути. Китайцев там никаких нет, а путеводитель сообщает, что это бывший район красных фонарей и прибежище трансвеститов и проституток. Верить названию этого квартала точно не надо, верить ли путеводителю, я сказать затрудняюсь, но в любом случае это не самый изысканный и аристократический район Барселоны, а улица Paral-lel (почему-то по-каталонски пишется с дефисом) служит ему границей. Моя задача сейчас – добраться до Рамблы из своего отеля на улице Параллель. Что для этого нужно сделать? Ничего особенного: проложить по карте марштрут и осуществить его на местности. Карта показала, что пройти на Рамблу очень легко: выйти из отеля, повернуть налево на ближайшую улицу с многообещающим названием Nou de la Rambla и идти по ней до конца. Улица вливается в Рамблу, и вместе с ней в Рамблу вольюсь и я. Проходит она как раз по району Баррио-Чино… что ж, интересно посмотреть.

Сразу скажу, не интригуя читателя, что ничего страшного со мной на этой улице не случилось. Я много раз пройду по ней туда и обратно, потому что она – самый короткий путь от Рамблы до моего отеля, а через Рамблу я в свою очередь очень часто буду ходить в моих странствиях по Барселоне.

Слово "рамбла" означает "русло реки". Когда-то на месте нынешней улицы Рамбла не то что улицы не было, а вообще текла речка, имевшая обыкновение в какое-то время года пересыхать напрочь, и в это время обрадованные жители устраивали свои променады прямо в пересохшем русле. Речка то ли от гуляния, то ли по другим причинам все более и более мелела, в конце концов ее остатки заперли в трубу, и на ее месте сделали постоянный бульвар – Рамблу, и теперь она – самый главный туристический объект Барселоны. Это улица-бульвар, улица-аттракцион, улица-спектакль, улица-продавщица, улица-кормилица – одним словом, она вмещает в себе все. Каждый уважающий себя турист должен пройти ее от начала до конца по крайней мере трижды: сначала по ее широкой прогулочной середине под высокими платанами, потом по одной стороне и затем еще раз - по другой. Можно и наоборот: сначала по обеим сторонам, а затем посередине. Все три раза вы будете видеть что-то новое, потому что Рамбла разнообразна и интересна подробностями, нюансами, мелочами. С другой стороны можно и не увидеть, например, симпатичную кондитерскую на углу одной из узких улиц, впадающих в Рамблу, а уж разглядеть подробности ее очаровательного фасада в стиле модерн можно только вблизи. И только в прогулке по середине улицы вы сможете как следует рассмотреть "живые статуи", во множестве тут стоящие, увидеть "птичий уголок" – клетки с птицами, которые беззаботно поют, не подозревая, что их тут выставили на продажу, и вообще увидеть много такого, что можно увидеть только здесь. И лишь когда вы пройдете по Рамбле трижды, про нее можно забыть, если это удастся, и посвятить свое время другим  местам, потому что Барселона велика и в ней очень много интересного помимо Рамблы.

В этот субботний день Рамбла покорно мокнет под дождем, а я иду под зонтиком и пытаюсь смотреть по сторонам. Не очень-то удобно изучать достопримечательности, когда под ногами сыро, а дождь норовит пробраться под зонт. Невзирая на дождь народу тут - не протолкнуться, а мне ясно, что придется снова сюда прийти в другой день, более солнечный… эх, если будет такой! Сегодняшяя прогулка по Рамбле – это отметка такая, дань, эпиграф к Барселоне и моему пребыванию в ней. Начать надо именно с Рамблы как в гостях надо прежде всего поздороваться с хозяйкой дома.

Но куда податься после Рамблы? Как оптимально туристу провести время в дождливый день? Лучше всего под крышей, вот только под какой крышей? А пойду-ка я в аквариум, сырой дождливый день с ним хорошо рифмуется; притом, аквариум так или иначе есть в моих планах. Карта показывает мне, что аквариум находится на полуострове-моле, который длинным языком выдается в море, а конец языка узкой прямой полоской соединяется с набережной неподалеку от того места, где на нее выходит Рамбла. Судя по всему, тут проложен мост. Мол имеет свое название и именуется не больше не меньше как Испанским молом (Moll d'Espanya).

Все складывается удачно. Вместе с Рамблой я выхожу на набережную и оказываюсь на  площади Portal de la Pau. Площадь очень примечательная: на ней и вокруг нее сосредоточены главные интересности приморской части Барселоны, но их время еще не пришло, это потом. На площади есть пункт туристической информации, где вам могут объяснить, что где в Барселоне, если вы знаете английский или на худой конец испанский. Я примерно знаю, куда мне идти, но на всякий случай уточняю у девушки из пункта, как пройти к аквариуму. Все правильно, узкая полоска на карте действительно обозначает мост, и идти надо по мосту, как я и думала, а там… там я спрошу у кого-нибудь. Язык до Киева доведет, а уж до аквариума и подавно.

А мост какой-то странный, совершенно ненадежный какой-то мостик. Сделан он из коротких досочек, закрепленных с двух сторон. Положены они экономно, с изрядным зазором, в щелях просвечивает вода. У некоторых досочек крепление с одной стороны куда-то делось, они неприятно вихляют под ногами. Все мокрое, скользкое… или кажется таковым. А что если вихляющая под ногой доска сломается и я провалюсь под мост? Да, сегодня у меня явно не самый оптимистичный взгляд на мир. Смотреть под ноги вредно для самочувствия, но чтобы не случилось худшей беды, чтобы не поскользнуться, приходится смотреть. Неразрешимое противоречие.

Мост наконец кончается, я ощущаю под ногами твердую землю и с одной стороны начинаю чувствовать себя гораздо увереннее, а с другой… где же тут аквариум? Это пока не очень ясно. Надо кого-то спросить, а чтобы спросить, надо сначала этого кого-то найти. Дождь всех разогнал, спрашивать некого. Слева громадное здание непонятного назначения, на вывеске написано "Magnum", это явно не аквариум. Назавтра я узнаю, что это торговый комплекс, в котором есть все кроме того, что мне нужно, а пока я решаю обогнуть его справа. Почему именно справа, одному богу известно. Тому, кто захочет добраться до аквариума кратчайшим путем, надо обогнуть его слева, идти вдоль него никуда не сворачивая и не менять направление пока не увидит на очередном здании округлой формы заветное слово "L'aquarium". Собственно говоря, направлений тут не очень много, мол узкий и почти весь занят Магнумом в компании с аквариумом, так что заблудиться при всем желании не удастся.

А я в поисках того, кто бы мне сказал, где же этот аквариум, забрела за Магнум, но все равно никого не нашла. Единственный, кто попал мне на пути, был какой-то морской волк. Он стоял на парапете, смотрел на пришвартованное судно и с кем-то на нем переговаривался. Он ответил мне на чистом английском, что сорри, он не местный и ничего тут не знает. Я прошла вдоль стены Магнума, повернула за угол и наконец-то увидела явно местные живые души: у входа в кафе стояли и смотрели на белый свет официанты. Видимо, в этот дождливый день работы у них было немного. Жеста рукой, показывающего направление, мне было достаточно, чтобы понять, что к чему, и больше спрашивать уже не пришлось: аквариум был совсем близко.

Будь день не дождливым, можно было никого не спрашивать, а неспешно прогуляться по молу, рассматривая все, что встречается на пути, и в конце концов аквариум я бы не миновала, но дождь к неспешности не располагает, хочется поскорее забраться под крышу.

Очередь за билетами, проход через лабиринт магазина, заставленного товаром на морские темы – вот ведь как хитроумно его расположили, никак не минуешь -  и наконец я среди рыб. Рыбы медленно плавают в больших аквариумах, маленьких филиалах моря, которое отсюда в десяти шагах. Наверно, на них можно смотреть часами. Странная у них жизнь, все время в движении, и есть в этом что-то завораживающее.

В разных аквариумах рыбья жизнь устроена по-разному. В некоторых почему-то обитает стая одинаковых рыбок, в других аквариумах рыбий интернационал, смесь разных видов - как в хорошей ухе. И как же много разных окрасок и форм создало море-океан!

Среди рыб есть настоящие артистки. Одна маленькая рыбка, окрашенная вызывающе ярко в желтые и черные полосы, устраивает показательное выступление: быстро-быстро работая хвостиком, она плывет вниз вдоль аквариумного стекла, неуловимое движение – и она так же быстро плывет вверх, еще одно неуловимое движение – и опять вниз. Прямо маленький вечный двигатель! Я посмотрела-посмотрела да и пошла дальше, а она все продолжала свой танец.

Недолгая ходьба по аквариумным коридорам в конце концов приводит на движущуюся дорожку. Ступишь на нее – и она уведет тебя в стеклянный тоннель, и ты окажешься на дне моря, а по сторонам от тебя и над тобой, демонстрируя свои белые животы, будут плавать всякие морские обитатели, большие и маленькие. Лениво и вальяжно проплывает акула, почему-то не испытывая желания сожрать кого-нибудь, плавающего по соседству. А еще хищница называется! Странная рыба-луна живет, можно сказать, без хвоста. Вместо хвоста у нее какие-то зазубрины, и она умудряется с их помощью перемещаться. Отсутствие хвоста делает ее силуэт округленным; видимо, поэтому в ней и нашли сходство с луной. И так с каждой рыбой: смотришь и чему-нибудь удивляешься. А самое удивительное все-таки – это полностью перевоспитанная акула и мир-дружба в аквариумном рыбьем царстве.

Дорожка, проделав дугу, возвращает к началу аквариума, экскурсия по морскому дну закончена. Вот и все! Аквариум невелик, его весь можно осмотреть за полчаса. При желании можно снова его обойти, начав с первой точки осмотра, но мне пора.

Если вы приехали в Барселону с маленькими детьми, аквариум надо посетить обязательно, это доставит им бездну удовольствия. Я видела, как маленькие дети просто визжали от восторга, общаясь с рыбами буквально нос к носу: они упирали свой нос в стекло, а с другой стороны упирала в стекло свою морду какая-нибудь рыба, а если и не упирала, то специально подплывала близко-близко, чтобы ребенок мог на нее насмотреться.

Я выхожу наверх. Дождь, кажется, имеет тенденцию к ослаблению, и появляется надежда, что завтра что-то изменится. Завтра проверю, как ко мне относится мой туристический бог, а сейчас в отель – под горячий душ и из промокших хлюпающих босоножек в сухие тапки. Уже вечер, и на сегодня хватит.

Назавтра, выйдя утром из отеля, я первым делом посмотрела на небо. Небо неопределенно серое, солнца нет, но и дождя нет; причем, уже давно, даже асфальт просох. Большой простор для проверки, оптимист ты или пессимист. Пессимист скажет: ну вот, все небо заволокло, сейчас опять пойдет дождь; оптимист ему возразит: дождя давно нет, значит, скоро выглянет солнце. Я записалась в оптимисты, решив, что дождя больше не будет, и оказалась права: во второй половине дня уже вовсю сияло солнце, и такая погода была всю мою барселонскую неделю. Лишь в предпоследний день по небу пошли тучи, но они терпеливо дожидались моего отъезда, не разражаясь дождем. Туристический бог и в этот раз не оставил меня своим попечением, большое ему спасибо. Не знаю, что бы я делала в дождливой Барселоне.

Итак, я начинаю завоевание Барселоны. План завоевания такой: сначала получить о ней общее представление, а затем рассматривать частности и подробности. Общее представление мне даст, конечно же, туристический автобус. Такой автобус в Барселоне тоже есть, и я, полная энтузиазма, направляюсь к площади Каталонии, где есть пункт туристической информации и где можно купить билет. Там же можно и сесть на автобус, на площади есть остановка двух главных маршрутов. Путь мой к площади проходит через Рамблу, которая в 9 утра еще пустынна, и странно застать ее в таком виде. Очень скоро начнется ее бурная разнообразная жизнь, а сейчас идут приготовления: официанты уличных кафе расставляют стулья, расстилают скатерти, продавцы цветов украшают букетами принадлежащие им уголки улицы. Цветы, кстати, мне показались недорогими по московским меркам.

Площадь Каталонии – одна из самых оживленных площадей Барселоны. Она находится там, где Рамбла переходит в развесистую крону нового города; то есть, она находится на границе старого и нового города, но архитектурно скорее принадлежит новому городу нежели старому. Она обширна и по периметру обставлена маловыразительными зданиями современной архитектуры. Из нее выходят и через нее проходят множество улиц, в том числе бульвар Грасии (passeig de Gracia) и Рамбла Каталония (Rambla de Catalunya), о которых я еще скажу. На ней растут деревья, работают фонтаны, стоят скульптуры, под ногами ходят голуби, прикармливаемые туристами; одним словом, тут есть все, что должна иметь всякая уважающая себя площадь. Что касается голубей, то однажды мне понадобилось перейти площадь по диагонали и пришлось идти через их толпу. Чтобы не наступить нечаянно на какую-нибудь беспечную птицу, я шла специфическим шагом: не поднимая ног, пролагая путь между ними словно ледокол среди льдин. После этого путешествия невольно подумалось: а ведь площадь Каталонии, пожалуй, поспорит с площадью Сан-Марко в Венеции по количеству голубей на квадратный метр. Может, у них негласное соревнование?

На этой площади я побываю не раз, а сейчас я, купив билет на два дня, отправляюсь на туристическом автобусе в путешествие по Барселоне. При покупке билета мне дали толстую книжку в 49 листов со всякими соблазнительными обещаниями скидок в самых разнообразных местах, если я вдруг захочу их посетить. В последующие дни я воспользуюсь некоторыми бонусами, сэкономив энную сумму евро. Книжица действительна на весь год, и проживи я тут дольше, могла бы сэкономить еще больше, если бы, конечно, стала посещать все выставки, музеи и другие заведения, которые в ней отметились.

У барселонского туристического автобуса два главных маршрута, которые названы северным и южным, хотя это не совсем правильно с точки зрения географического расположения Барселоны, скорее их  надо бы назвать западным и восточным. Южный маршрут проходит по старому городу и прибрежной части Барселоны, северный – по новому городу. Кажется, есть и третий маршрут, он проходит вдоль берега в районе пляжей и ничего интересного, на мой взгляд, не представляет. Я начала с южного маршрута, он безусловно интереснее северного.

Скажу сразу, что барселонский туристический автобус мне не понравился. Не будь у меня впечатлений от мадридского автобуса, может быть, я сочла бы, что так и должно быть, но мадридский автобус поднял планку так высоко, что дотянуться до нее барселонский автобус не смог. Самый главный недостаток – нет возможности слушать экскурсию на своем языке через наушники. Текст по-английски читают в микрофон девушки, сопровождающие автобус, и мне от него не было никакого толку. Второе неудобство: маршрут длинный, а остановки редкие, особенно на северном маршруте. В некоторых местах, увидев что-то интересное, хотелось выскочить, но увы! автобус увозил очень далеко. И так было не раз.

Тем не менее невзирая на все неудобства я полдня проездила на автобусе, кое-где выходя для детального знакомства с местностью и ее разностороннего запечатления фотоаппаратом. И вот настал момент, которого я ждала с опаской, но оттянуть его наступление никак не могла: карта памяти фотоаппарата почти заполнилась, и на повестку дня встал очень серьезный вопрос, где переписать ее содержимое на CD? Вопрос очень актуальный для владельцев цифровых фотоаппаратов. Будучи в Мадриде, я спрашивала Галину, где можно найти такую фотоуслугу, но она ровным счетом ничего об этом не знала и ничем не помогла. Но в Мадриде мне повезло: неподалеку от отеля оказался фотомагазинчик, где производили проявку и печать пленок, а заодно к моему счастью записывали файлы на диск. Как я объяснялась в первый раз с приемщицей, это отдельная история. Мы разговаривали минут пять, при этом пришлось прибегнуть к разговорнику, который мы листали по очереди, выуживая нужные слова, и наконец пришли к консенсусу насчет условий выполнения моего сложного задания. В дальнейшем я приходила к ней каждый вечер, и она уже без лишних слов брала мою флешку и возвращала через 10 минут вместе с диском.

Да, в Мадриде мне безусловно повезло, но вот что будет в Барселоне? По маршруту автобуса вывесок со словом "foto" я не видела ни одной. Судя по всему, барселонцы не очень-то увлечены фотографией. Что же мне делать? Попробую обратиться в пункт туристической информации, они должны знать все, что касается туристов. Я вышла из автобуса на набережной у памятника Колумбу и спросила у девушек из пункта, где можно найти фотоуслуги. Одна из девушек уверенно показала мне на уже знакомый "Магнум". Я обрадовалась, что все оказалось так просто, и на всех парах помчалась в "Магнум" по вчерашнему мосту, но была сильно разочарована: обойдя его весь снизу доверху, я не нашла никакого намека на фотоуслуги. Видимо, девушка не знала ответа на мой вопрос и отправила меня в "Магнум" по принципу "в "Магнуме" есть все".

Я ушла оттуда несолоно хлебавши, но как ни была озабочена, картина залива и набережной меня заворожила. Такую Барселону я еще не видела, вчерашний путь под дождем не в счет. К этому времени солнце уже вовсю сияло на небе, от дождя не осталось даже воспоминаний, и прибрежная Барселона предстала во всей красе. Очень хорошо смотреть на нее с этого мола, чуточку отстраненно, потому что между нами вода, синяя вода Средиземного моря. В центре обозреваемой картины находится площадь Portal de la Pau, а в ее центре на высокой колонне стоит Колумб. Здесь он в отличие от Мадрида находится в очень дружеском окружении, старые постройки на набережной ему явно симпатизируют. Колумб показывает рукой… наверно, на Америку? А вот и нет. Он стоит лицом к морю, но спиной к американскому континенту. Такое вот противоречие заложено в этом памятнике, потому что и сама Барселона выходит к морю совсем не с той стороны Испании, которая смотрит на Америку.

Слева видна плоская заросшая лесом гора Монтжуик, на вершине которой что-то стоит, а что именно, мне узнать не довелось. Вправо идет прямой как стрела обсаженный пальмами бульвар Колумба (passeig de Colon) – очень достойное обрамление набережной, а весь залив между молом и бульваром заполнен катерами и яхтами, и наконец последним ярким штрихом в открывшейся картине будет самая большая и красивая яхта, пришвартованная к набережной поодаль от своих более мелких собратьев.

Трудно поверить, но все это великолепие, этот красочный морской вид Барселоны  был создан совсем недавно, к олимпиаде 1992 года. Все выглядит так, словно было всегда. Олимпиада вообще сыграла большую роль в жизни Барселоны. До олимпиады она была обыкновенным провинциальным городом, туристов в ней почти не водилось, а теперь это чуть ли не туристическая мекка.

На прибрежные виды я истратила всю оставшуюся память флешки, и теперь мне ничего не оставалось, как найти то место, где меня освободят от груза. Девушки из пункта ничем мне не помогли. Когда я им сказала, что в "Магнуме" фотоуслуг нет, они развели руками. Не зная, как поступить, я снова села в автобус, и в автобусе мне пришла в голову мысль спросить об фотоуслугах в интернет-кафе на Рамбле, видела я там его вывеску... Родственные души; может, помогут? Я сошла с автобуса на ближайшей остановке и помчалась к Рамбле как к последней надежде. Мчалась я через Готический квартал, пересекая наискосок его главную площадь с кафедральным собором. Сюда я не раз еще приду, но больше не увижу того, что увидела мельком в тот день. На ступенях собора играл симфонический оркестр, а на площади, создав большой круг, танцевали люди, люди немолодые и самые обыкновенные. Этот незамысловатый каталонский танец сардана, состоящий в движениях по кругу - одна из барселонских традиций. По воскресеньям во время сиесты на ступенях собора играет оркестр, и под него на площади танцуют. Я не остановилась посмотреть и послушать, хотя оркестр играл очень хорошо, я промчалась, держа в голове главную и единственную в этот момент заботу, без решения которой мне жизнь была не в жизнь, и теперь об этом жалею. Надо было посмотреть, разглядеть повнимательнее обычную жизнь Барселоны, внутреннюю жизнь не напоказ, не для туристов.

Ну, а я примчалась в интернет-кафе и спросила у симпатичной девушки на смеси испанского, выуженного из разговорника, и английского, выуженного из своей программистской памяти, где можно найти фотоуслуги, чтобы мне там скопировали вот эту штуку (показав) на CD? Девушка неожиданно ответила по-русски: "Ну, это и у нас можно сделать". Я несказанно обрадовалась двойной удаче: тому, что моя проблема решена, и тому, что можно изъясняться по-русски. Девушка сделала мне копию, очень толковая оказалась девушка, и я, радостная и освобожденная, отправилась на дальнейшее завоевание Барселоны. Но сколько времени я потратила на поиски! Почти полдня, драгоценных полдня, которые ничем не восполнить. Очень жаль.

 

Третий день моего пребывания в Барселоне пришелся на понедельник, и это надо отметить отдельно. Барселона хотя и туристический город, но свой отдых чтит больше удобства туристов, которые во время поездки ни о каком отдыхе не помышляют. Многие музеи в понедельник закрыты, и это надо иметь в виду, планируя свою туристическую жизнь.

Я ничего этого в виду не имела, мой план сложился еще вчера, когда я купила билет на два дня. Сегодня я объеду город по северному маршруту. Утром я немного поколебалась, решая, не отправиться ли сначала на метро в парк Гуэль, известное творение Гауди, а потом уж сесть на туристический автобус, или сразу ехать по маршруту, тем более, что автобус все равно привезет меня к парку Гуэль. В пользу первого варианта говорил довод, что я буду в парке утром, когда там еще никого нет, и никто не помешает мне фотографировать его красоты. В пользу второго варианта говорило только то, что не надо ехать на метро, на котором мне сегодня почему-то ехать не хотелось. Второй вариант победил, но это оказалось моей роковой ошибкой, как покажут дальнейшие события. Этот день пройдет у меня на редкость бестолково и бессвязно.

На площади Каталонии я сажусь на северный маршрут. Как выяснилось по пути следования, северный маршрут – это длинная и нудная тягомотина. Достопримечательностей там мало, расстояние между остановками не поддается измерению. Вдобавок я по рассеянности и незнанию английского пропускаю остановку, где надо выйти к парку Гуэль, и план застать Гуэль без посетителей  на сегодня можно считать проваленным. Крайне раздосадованная и на себя, и на автобус, который, пока я спохватилась, уже увез меня за сто километров, я выхожу возле монастыря Педральбес, а зачем выхожу, и сама не знаю, все мои планы дальше Гуэля не шли. Все, что здесь доступно осмотру – это проходной двор и стены. Все пустынно, вокруг ни души. И где же вход? Что, собственно, надо смотреть, из-за чего автобус тут останавливается? Наконец появляется первая и последняя живая душа: мужчина, проходящий через двор с одной улицы на другую. Я спросила его, где же вход в монастырь, он ответил, что все закрыто, не работает. И тут я вспомнила, что сегодня понедельник. Еще одно невезение с этим северным маршрутом. Ясно, что никуда я тут сегодня не попаду и делать тут больше нечего.

Снова автобус. Он везет куда-то, а окружающая картина ничем не привлекает. Дома как дома, улицы как улицы… и вдруг монотонность пейзажа прерывается: я вижу справа нечто яркое и как будто знакомое. Стиль похож на стиль Гауди, я его уже знаю. Что же это такое? Мне хочется выйти и рассмотреть как следует, но автобус равнодушно проезжает мимо. Путеводитель мне подскажет, что тут действительно поработал Гауди, а увиденный мной объект называется павильонами Гуэль. Я так и не смогла понять, почему так скудно количество остановок на северном маршруте. К чему обязала бы автобус еще одна остановка? Совершенно ни к чему. Высадили бы одних, посадили других и поехали дальше.

Автобус уехал далеко от этого места. Я вышла на ближайшей остановке и вернулась к павильону. Тут действительно поработал Гауди, и хотя это не самое значительное его произведение, посмотреть его интересно. Про Гауди и его творения я расскажу позднее более подробно, а теперь мой путь лежит обратно на ту остановку, с которой я вернулась к павильону. Остановка отмечена станцией метро Palau Reial, что означает Королевский дворец. На дворец, и тем более королевский, тут ничего не намекает. Вдоль улицы тянется ограда, а за ней буйная зелень – типичный внешний вид парка. Я решила заглянуть туда, коли уж сошла и оказалась рядом. Парк произвел впечатление несколько запущенного. Правда, на входе есть симпатичный фонтан-каскад, стекающий в небольшой водоем со скульптурой в центре, но на этом вся ухоженность и заканчивается. Я дошла до здания классического стиля (так я его для себя определила), в котором находится музей керамики, и вернулась обратно. Перед зданием расположен круглый бассейн, по его краю наставлены растения в комнатных горшках – странно-забавный штрих этого ничем не примечательного места. Наверно, горшки призваны перекликаться с керамикой, которая находится в музее.

И опять я в автобусе, уже несколько надоевшем. Сделав немалый крюк, мы проехали возле футбольного клуба "Барселона", который вряд ли кому-то интересен кроме футбольных фанатов, и больше ничего интересного на маршруте не случилось. Перед площадью Каталонии я задумалась, что делать дальше в этот несложившийся день, и решила все-таки доехать до парка Гуэль. Хотя мы в нем с Галиной уже были, но хочется мне туда... Если самое большое желание сегодняшнего дня не исполнится, это будет неправильно, это непорядок.

Послушный неторопливый автобус снова привез меня на остановку у парка Гуэль, и на этот раз я ее не пропустила. Подробный рассказ об этом парке еще впереди, а сейчас я хожу, смотрю, пытаюсь что-то сфотографировать, но это почти бесполезно. У каждого потенциального фотообъекта народу больше, чем на ярмарке. Один человек позирует, ему на смену встает другой, делая значительное или наоборот легкомысленное лицо; начинаются переговоры между фотографирующим и фотографируемым, как ему встать и куда повернуться, остальные терпеливо ждут своей очереди. Я все-таки нацелилась на одну фотогеничную ящерицу и в поисках хорошего ракурса сделала шаг назад. Шаг мне сделать не удалось, что-то там сзади мешало. Я оглянулась – на корточках сидит мужчина с фотоаппаратом, тоже нацеленным на эту ящерицу, и ожидает, когда она освободится. Он улыбнулся мне понимающе, я в ответ тоже улыбнулась сочувственно, и ушла, решив ему не мешать. Два фотографа на один квадратный дециметр площади – это большой перебор. Не знаю, дождался ли он, когда иссякнет поток фотографирующихся, но я в тот раз ящерицу так и не сняла. Но ничего, я еще сюда приду... завтра или послезавтра рано утром. Как хорошо располагать своим временем! Какая я нынче богатая! Правда, трачу я свое богатство не очень рационально, ну и пусть! Все так или иначе ложится в копилку впечатлений.

Выйдя наконец из парка Гуэль, я решила больше не садиться на туристический автобус, надоел он мне! Лучше я пройду пешком, это во много раз интереснее. Барселона, как я уже говорила, находится у подножия длинной горы, идущей параллельно берегу моря, и отдельные ее части, в том числе парк Гуэль, взобрались на гору весьма высоко. Заблудиться в верхней части Барселоны совершенно невозможно: любая улица имеет уклон, и по ней вы идете либо вверх к вершине горы, либо вниз к морю. Если улица не имеет уклона, значит, она идет параллельно горе.

Я выбрала улицу, идущую вниз, и пошла по ней в полной уверенности, что она приведет меня куда-нибудь в район Рамблы, особенно если я буду время от времени сверяться с картой и корректировать маршрут. Так оно и произойдет, но на Рамблу я не тороплюсь, мне интересно шагать по этим улочкам и смотреть, смотреть, смотреть. Иду я по Грасии, это бывший отдельный город, а теперь район Барселоны. Никаких туристических достопримечательностей тут нет, просто узкие улочки, многоэтажные дома и во всем колорит старины – той старины, которая состарилась сама по себе и существует не напоказ, а просто жизнь так с нею распорядилась. Солнце на такие улицы заглядывает ненадолго, они почти весь день в тени. Идешь и вдруг видишь на перекрестке параллельной улицы светлое пятно... Наверно, там что-то интересное, скорее всего площадь... Да, и в самом деле небольшая площадь, обсаженная деревьями. С одной стороны на нее выходит неброский храм, а посередине играют друг с другом две собачонки, одна побольше, а другая поменьше. Меньшая собачонка большая забияка, она норовит отнять у другой конец веревки от ошейника, который та держит в зубах, зачем-то он ей очень нужен. Играют они долго, а потом вдруг объявляется женщина и оказывается хозяйкой обеим собакам. Все трое уходят, площадь пустеет, храм сфотографирован, хотя он на четверть в тени, смотреть тут больше не на что, и я иду дальше.

На пути попадается рынок, обыкновенный продуктово-вещевой рынок с разнообразным ширпотребом. Здесь идет самая обыкновенная жизнь, нога туриста тут ступает нечасто, и тем интереснее посмотреть-подглядеть, как идет эта жизнь. Впрочем, хотя у рынка есть колорит, но проступает и нечто интернациональное, из-за чего он похож на все рынки на свете, в том числе и на московские.

Грасия постепенно меняет свой вид, улицы становятся шире, и вот на каком-то перекрестке я выхожу на залитую солнцем площадь, за которой все пойдет по-другому. Грасия закончилась, начался район Эщампле.

Эщампле – самый современный район города. Он строился в 19 веке почти одномоментно, когда у города возникла острая потребность расшириться и выйти за пределы старого города. Некий инженер Серда, которому поручили спланировать новый район, поступил просто и без затей: он взял за образец листок школьной тетради в клетку и сделал на плане нового района точно такую же клетку. Так его и построили: с прямыми улицами и кварталами-квадратами. Если взглянуть на карту города, хорошо видна эта "тетрадка в клетку" и можно легко определить границы района. Поскольку в то время еще не существовало светофоров, углы домов, выходящих на перекресток, были срезаны, чтобы всякий через него проезжающий мог заранее видеть, кто едет ему наперерез. Поэтому каждый перекресток представляет собой небольшую площадь восьмиугольной формы – очень яркая специфика этого района.

Правильные ряды улиц имеют лишь одну "неправильность": их прорезает насквозь с одного угла района в другой  улица-проспект с говорящим названием Diagonal. Это транспортная артерия города, улица-дылда, едва ли не самая длинная улица Барселоны.

Кажется, у меня еще есть силы, чтобы найти известный дом Мила, еще одно творение Гауди, и даже взобраться на его крышу. Впрочем, есть силы или нет, а надо, и потому никакого внимания на заплетающиеся ноги и прочие сигналы уставшего организма, что, мол, неплохо было бы где-нибудь и присесть. В Эщампле скамейки почему-то в дефиците, хотя встречаются уголки, где их достаточно для всех желающих. Например, их очень много на Рамбле Каталония, продолжении просто-Рамблы за площадь Каталонии. Многочисленный туристский люд даже не подозревает, толкаясь на просто-Рамбле, что совсем рядом можно спокойно и без толчеи погулять и уютно посидеть на скамейках под тенью развесистых деревьев, стоит только пойти по Рамбле дальше вверх. Правда, жизнь на Рамбле Каталония не так ярка и разнообразна, как на просто-Рамбле, и это безусловно ее большой недостаток. Но если хочется тишины и покоя – хотя бы на десять минут, вот тогда Рамбла Каталония незаменима.

Но Рамбла Каталония для меня  сейчас не главная, сейчас я ищу дом Мила, а когда ты что-то ищешь, попутно можешь найти и то, что вовсе не искала, и эти находки самые вкусные. Так, я случайно прошла по улице Араго (carrer d'Arago) мимо дома стиля модерн, в котором находится музей под названием "Фонд Тапиес", а на его крыше – спутанный клубок проволоки и еще что-то плохо различимое с общим названием "Облако и стул", произведение того же Антонио Тапиеса, чей музей находится в доме. Специально этот дом я, пожалуй, искать бы не стала. Достоинство вида искусства, к которому относится произведение "Облако и стул", заключается в том, что если ты видишь клубок проволоки, ты можешь трактовать его как угодно. Ты можешь считать его облаком или потоком жизни, можешь считать стулом или полетом шмеля, а я вот считаю клубком проволоки, такая у меня странно нестандартная фантазия. Без мотка проволоки на крыше дом был бы просто домом. Подумаешь, модерн, этого модерна в Эщампле сколько угодно, а с произведением Тапиеса на крыше он становится единственным и неповторимым, привлекает внимание.

Так же случайно я увидела рынок Кунсепсьо (Mercat de la Concepcio), одну из самых ранних построек в Эщампле. Рынок крохотный, торгует он цветами и оттого имеет нарядный вид. К сожалению, в этот час дня он был в густой тени и по этой причине остался несфотографированным.

Все остальное, увиденное мной в Эщампле, случайным не было. И дом Мила, и "квартал раздоров", и "дом с шипами (шпилями)", он же дом Террадас, я нашла, что называется, по наводке. Я знала их по случайным картинкам в интернете, по обзорной экскурсии с Галиной, а мимо дома с шипами меня провез, не остановившись, равнодушный туристический автобус. Мимолетное впечатление от него было настолько сильным, что я нашла его потом и вдоволь налюбовалась.

Дом Мила я тоже нашла и на крышу взобралась, о чем еще расскажу, но произошло это сегодня или в другой день, я твердо сказать не могу, потому что в Эщампле я вернусь еще не раз. Память сложила все впечатления и сделала один длинный-длинный день, в который я обошла все, что могла и хотела. А сейчас память перенесла меня на площадь Каталонии, где я наконец-то дала отдых ногам. Я сижу на скамье в тени дерев и в окружении голубей, их кормит мой сосед по скамейке. Сквозь листву просвечивает солнце. Лень шевельнуться, но я достаю фотоаппарат и запечатлеваю для истории кружевную крону дерева с силуэтами листьев на фоне солнечного света.

 

Вторник, четвертый день. Пора мне наконец приняться за освоение барселонского метро, хотя что тут осваивать – купи билет и поезжай. Метро устроено по такому же принципу, что и в Париже с Мадридом. Станция метро находится рядом с моим отелем; безусловно, этот отель расположился в городе с исключительным удобством для его жильцов.

Барселонское метро – сугубо утилитарное заведение. Оно предназначено для перевоза пассажиров и ни для чего более. Никаких излишеств и украшений, даже рекламы не так уж много. Полукруглый свод, платформы, несколько скамей на них – и все. Иногда вместо противоположной платформы видишь стену неопределенно серого цвета, зачем-то поставленную между рельсами. На одной из станций в такой стене была изрядная дыра, через которую можно видеть, что делается на той стороне. На большинстве станций очень душно, зато в вагонах работает кондиционер. Билет на входе почему-то нужно совать в пропускное устройство слева от прохода, а не справа, как обычно.

Но как бы то ни было, без метро в таком большом городе не обойтись, и как бы я иначе доехала до парка Гуэль, я не представляю. Сегодня я хочу наконец застать его пустым, поэтому отправляюсь туда рано утром. От метро Joanic до него надо изрядно шагать либо подъехать на автобусе, но я предпочитаю пешком. Парк я застаю почти пустым, чего и хотела...

И настала пора наконец поговорить о Гауди и его творениях, а это очень большая тема.   Дальше.

 

  В начало

 

 

Рейтинг@Mail.ru

Обратно

 
 
Используются технологии uCoz