Следующая

Обратно

 

 
 

Пражский альбом. Часть 1.

 (Прага, Карловы Вары, Моравский Крас)

 

  

Злата Прага, красавица-Прага, стобашенная Прага… Как ни назови, ни один эпитет не будет чрезмерным. И красавица, и пятисотбашенная (вроде бы точно сосчитали), и старинная, и неповторимая… Вот и я наконец-то смогла пройти по ее каменным мостовым и полюбоваться на ее красоту, завораживающую и действительно неповторимую.

Имея в своем багаже не слишком большой опыт заграничных групповых турпоездок, я тем не менее успела понять, что самый большой их недостаток (при том, что есть немало достоинств) – это вечная нехватка времени. Если что-то заинтересовало, понравилось, тебе хочется остановиться и посмотреть подольше, а экскурсовод уже идет дальше, и ты бежишь за ним, боясь остать. Тот, для кого фотографирование - одно из немалых удовольствий при осмотре достопримечательностей, тоже чувствует свою ущемленность. Надо успеть выбрать хороший ракурс, при этом стараясь хотя бы краем уха слушать, что говорит экскурсовод; надо, чтобы в кадр не попали совершенно лишние головы твоих дорогих коллег по экскурсии; надо, чтобы освещение в этот момент было более-менее подходящим. А как обидно бывает, посмотрев на очередную красоту, не сфотографировать ее по той простой причине, что солнце совсем не там, где надо, и при этом четко осознаешь, что вернуться сюда еще раз не удастся, потому что времени не будет. И всегда не хватает одного-двух дней, чтобы еще раз побывать там, где особенно понравилось, или попасть в те места, которые были не охвачены экскурсиями. Да и просто бесцельно побродить по улицам, глазея по сторонам…

Вот поэтому, планируя поездку в Прагу, я решила, что надо найти такой тур, который не будет обременен слишком большим количеством экскурсий и по продолжительности будет дольше, чем стандартные 8 дней/7 ночей. И такой тур я нашла! Обратилась я в фирму "Амиго Тур", куда меня привела дорожка, уже проторенная многими туристами. Милая девушка Рена, выслушав мои пожелания, предложила мне среди прочих вариантов тур с названием "Большое путешествие в Моравию", на который я сразу положила глаз и на котором в конечном счете остановилась. 10 дней/9 ночей, всего 4 запланированные экскурсии, так что получается 5 совершенно свободных дней, которые можно использовать по своему разумению. При желании дополнительные экскурсии можно, как водится, купить на месте. В общем, все меня устроило, и в сентябре 2004 года я отправилась в Прагу.

Небольшое предуведомление. В рассказе я старалась избегать практических сведений, чтобы не ухудшать читабельность. Для тех, кого они интересуют, я привела их отдельно в конце рассказа.

 

Первый день в Праге

 

6 сентября, понедельник. Прилет, трансфер, отель "Гео". Почему-то с названием "Гео" у меня ассоциировалось нечто географическое, а оказалось, что оно происходит от имени владельца отеля – грузина по имени Георгий. Вот в таком интересном отеле мне предстояло провести 9 ночей – грузинском отеле посреди Праги. Забегая вперед, скажу, что отелем я осталась довольна. По внутреннему содержанию это стандартный 3-звездочный отель, а расположение у него очень хорошее – в престижном районе Винограды в пяти-семи минутах ходьбы от метро; причем, это та самая линия метро, по которой расположены основные достопримечательности Праги. Очень удобно, особенно если учесть, что сбор на все экскурсии у нас был около станции метро Malostranska; до нее можно было добраться за 25 минут. Удобнее, наверно, только в центре. Персонал говорит по-русски, а заведует питанием грузинка, которая русский язык знает со времен Советского Союза. За углом есть супермаркет.

По прилете жизнь сразу взяла быка за рога: на 15 часов была назначена первая экскурсия "Старый город и Еврейский квартал". Я пообедала в отеле, и этот обед меня очень выручил. Где бы я стала искать подходящий ресторан, имея на руках всего-то три сотни крон? Кстати говоря, я их обменяла в Москве и считаю, что правильно сделала. По крайней мере, смогла сразу же купить "езденки", чтобы добраться до места сбора на экскурсию, и заплатить за обед. В аэропорту не до того, да и курс там невыгодный, а обменные пункты в Праге есть только в центре.

А теперь долой быт, да здравствует первое знакомство с Прагой! У метро Malostranska гид по имени Ирина отмечает всех пришедших и ведет нас первым делом к Карлову мосту, до которого рукой подать. Я уже успела к нему сходить, потому что пришла на час раньше – чего сидеть в номере? - а указатель у метро так прямо и показывал: мол, иди к Карлову мосту. Кстати говоря, впоследствии такие указатели, разбросанные по историческому центру, частенько помогали мне в моих скитаниях по городу.

Карлов мост описан много раз. Старый заслуженный мост, весь в статуях. Был заложен в магическую дату, вычисленную астрологами, в 1357 году, и поэтому должен простоять по меньшей мере еще столько же веков, сколько уже стоит. Статуи на мосту поставлены гораздо позднее, в 18 веке, но все равно успели почернеть от времени. Почернели они по простой причине: пористый камень песчаник, из которого они сделаны, впитал в свои поры "пыль веков", и эту пыль не так-то просто оттуда вычистить. Существует метод лазерной очистки, с его помощью реставрировали фрагмент одной из статуй, но этот метод слишком дорог и Чехии не по карману. Ну, и не надо их чистить! Пусть стоят черные, словно покрытые патиной времени! В этом есть свое очарование.  Смотришь на их черные молчаливые силуэты, и что-то овевает тебя, словно время вдруг материализовалось и дало себя почувствовать, почти потрогать.

Если бы еще не толпа туристов вокруг. Как же их много! Народу как в час пик у московского метро. Интересно, а пражане ходят по нему, если им надо пройти из пункта А на одном берегу Влтавы в пункт В на другом берегу? Такое впечатление, что мост полностью принадлежит одним туристам.

Конечно же, подходим к статуе святого Яна Непомуцкого, у которого есть обязанность исполнять нематериальные желания тех, кто прикоснулся руками к двум металлическим барельефам у основания и назвал свое желание. Понятное дело, эти барельефы блестят в некоторых местах, отполированные тысячами рук. Я не стала нагружать Яна своим желанием; небось, за долгие века сильно утомился исполнять да исполнять, я сильнее озабочена другим: пытаюсь что-то сфотографировать, но скоро оставляю это безнадежное дело. И толпа кругом, и солнце не совсем там, где надо; но мне греет душу мысль, что я смогу прийти сюда когда захочу и могу специально выбрать время, когда солнце находится в нужном месте. Сейчас лучше слушать гида. Ирина знает свое дело: ведет, останавливается, рассказывает, ведет дальше. Прошли Карлов мост, ступили на узенькую извилистую Карлову улицу… Император Карл IV оставил весомый след в истории Чехии. Он был одним из самых сильных и умных ее правителей. Карловыми в Праге названы не только мост, улица, площадь, но и университет; то есть, в Праге находится не Пражский, а Карлов университет – кстати, весьма престижный.

Но я отвлеклась. Мы идем в густой толпе туристов по Карловой улице и выходим на Малую площадь (Male namesti). Площадь действительно малая, она словно прихожая перед большой Староместской площадью (Staromestske namesti), на которую мы далее пройдем, но какая богатая прихожая! Перед каждым зданием встать и смотреть, смотреть, смотреть… И это не единственное место в Праге, где буквально открывается рот от изумления и восхищения. Сколько их еще предстоит увидеть!

Староместская площадь имеет причудливую форму: от большого прямоугольного пространства отходит небольшой рукав, а в этом рукаве  каждый час происходит важное действо: начинают представление самые главные часы Чехии, называемые Орлой, и каждый час перед ними собирается толпа, чтобы это представление увидеть. Ирина привела нас сюда за десять минут до начала, и мы растворились в толпе ожидающих. Чем ближе к моменту Х, тем плотнее толпа. Наконец дождались: над часами открываются окошечки, за ними двигаются по очереди головы 12 апостолов. Я смотрю на апостолов с некоторым недоумением. Почему-то я ждала более грандиозного зрелища – что апостолы выйдут из стены и пройдут гуськом по какому-то кругу в полный рост. Не понимаю, почему мое воображение нарисовало именно такую картину. Пока в моей голове ожидаемое и действительное приходили в соответствие, прокукарекал петух, и на этом все кончилось. Действо занимает всего-то 20 секунд. Я не увидела, как скелет трясет колокольчиком, а купец звенит кошельком с деньгами… экая растяпа! Конечно, увидеть все это я могла не один раз позднее, так что ничего страшного не произошло, но первоначальное разочарование сделало свое нехорошее дело: почему-то у меня не возникло желание еще раз посмотреть на представление. Может, еще из-за того, что не хотелось находиться в густой толпе.

А часы мне очень понравились. Изысканно красивые, они гармонично смотрятся на стене Староместской ратуши вместе со вторым циферблатом, на котором отражается каждый день года, и очень украшают ее. Почему-то я представляла, что они находятся, как обычно бывает с часами, ближе к вершине башни, но нет, они невысоко и хорошо видны. Безусловно, это одна из главных достопримечательностей Праги.

Выходим на главное пространство Староместской площади. Еще раньше, только выйдя с Малой площади в рукав с часами, я сразу же увидела этот храм, в который влюбилась заочно, по фотографиям, и сейчас, увидев, влюбилась очно и навсегда – храм Девы Марии перед Тыном (Panny Marie pred Tynem). Куда ни смотришь, а голова то и дело поворачивается в сторону этого двухбашенного чуда 14 века, единственного в своем роде. Вроде бы все просто и незамысловато, есть более сложные и красивые храмы, но как притягивает взгляд! И кто это придумал? Острый шпиль, а на нем еще 4 шпиля, шпили также по краям башни… нет, это надо видеть… гармония и сказка. Есть ли где-нибудь что-то подобное? Этот храм по какой-то причине не был подвергнут дальнейшим перестройкам и сохранил первоначальный облик. Кого за это поблагодарить? Странные извивы истории?

Именно в этот храме, как мне кажется, более всего отразилась душа чешского народа. Более поздняя история страны связана с насильственной католизацией и привнесением извне традиций постройки храмов, а тут все сохранилось так, как было в докатолическую эпоху. Интересная штука – душа народа. Почему русские люди делали храмы с маковками – одной, тремя, пятью – в форме луковиц или шлемов, а чехи делали их с острыми шпилями, устремленными в небо? В чем разница между русскими и чехами? А ведь и то, и другое удивительно красиво и гармонично.

Я еще не раз вернусь на Староместскую площадь, и каждый раз самое первое и самое главное, что притянет глаз, будет этот храм. Все остальное, тоже достойное внимания, будет все-таки второстепенным. Даже храм Святого Вита в Граде не произведет на меня такого впечатления. Готика и готика, подумаешь…

Экскурсия тем временем продолжается. С площади мы идем по красивой Парижской улице (а что в cтарой Праге не красиво?) в Еврейский квартал, потом возвращаемся обратно на площадь, идем еще по каким-то улицам, слушая гида, и в конце концов оказываемся на Вацлавской площади (Vaclavske namesti). Здесь экскурсия заканчивается, и я остаюсь один на один с этой площадью. На часах около 6 вечера, я могу идти на все четыре стороны, только зачем на все четыре? Вот она передо мной, Вацлавская площадь, ее и надо посмотреть.

А величины она, надо сказать, совершенно необъятной. Это не площадь даже, а длинный бульвар. Будь моя воля, я бы назвала ее Вацлавским бульваром, нельзя же словом "площадь" так вводить в заблуждение доверчивых туристов. Она настолько длинная, что на обоих ее концах находятся две разные станции одной линии метро. Я стою на одном краю площади, а на другом краю, почти на горизонте, находится ее доминанта – величественное здание Национального музея. Площадь чуточку поднимается вверх к этому зданию, так что роль доминанты ему отведена еще и рельефом местности.

Я мужественно иду по площади, решив дойти до Национального музея и посмотреть на него вблизи, но, дойдя до середины площади, чувствую, что сил больше не осталось. Ранний подъем, перелет, самостоятельные хождения по городу, экскурсия… ноги отказываются идти. Я благоразумно решаю не эксплуатировать их сверх предела выносливости и возвращаюсь обратно.

Вацлавскую площадь я пройду от начала до конца только с третьей попытки. Роскошная площадь! В красивых домах магазины, рестораны, отели. Деревья, цветы и образчики современного монументального искусства – например, трехметровой высоты стройные женские ножки из светлого металла; или синяя лошадь с зеленым отливом, утонувшая в мостовой, наверху только передние ноги и голова. На Вацлавской площади есть все! Про туристов не говорю, это само собой, но там, например, есть и бомжи. Видела средь бела дня троих: один спал на скамье, другой сидел в тенечке и глядел по сторонам, а третий рылся в мусорной корзине и имел крайне непотребный вид: в грязной майке и в лохмотьях вместо штанов… штанов практически не было… Такие вот контрасты главной площади Праги.

Эта площадь у пражан играет важную роль. В случае каких-либо событий, когда нужно выразить к ним свое отношение, они собираются здесь на демонстрацию. Очень впечатляющее должно быть зрелище, когда это громадное пространство полностью заполнено людьми.

А на сегодня у меня есть еще одно неотложное дело: мне нужно купить недельный проездной билет на транспорт; Ирина подсказала, где это сделать – как раз рядом, на Вацлавской площади. Проездной – очень хорошая штука, когда собираешься с утра до вечера передвигаться по городу, используя для этого в качестве подручных средств метро и трамвай. С проездным можно забыть о проблемах передвижения – часах, минутах, кронах за билет – и сосредоточиться на Праге. Простояв в очереди час, я покупаю билет, ныряю в метро и скоро оказываюсь в своем номере. Все, первый день закончен!

А пока не начался новый день, можно порассуждать о сходстве и различиях русского и чешского языков и еще кое о чем.

 

Лирическое отступление о русском, чешском языках и немного о мафии.

 

Интернет – прекрасная штука. Невозможно представить, как раньше без него обходились. Еще задолго до поездки я искала в нем всякие сведения на темы Чехии и Праги, регулярно читала все, что появлялось на сервере "100 дорог" и других туристических серверах, и почерпнула там много интересного и практически полезного. Часть сведений даже процедила на предмет выуживания самого конкретного, распечатала и взяла с собой. Они очень пригодились.

Сведения о забавных сходствах/несходствах в русском и чешском языках, почерпнутые в интернете, приготовили меня морально к восприятию таких интересных слов, как pozor (внимание), sleva (скидка), potravini (продукты) и всяких других, поэтому я спокойно воспринимала дорожные предупреждения, начинающиеся словом pozor, или объявления в магазинах типа "Sleva 10%". Другие забавности чешского языка, которые были описаны в рассказах, мне на глаза не попались.

Но проблема взаимопонимания, когда едешь в другую страну, заключается, конечно, вовсе не в восприятии этих забавных несоответствий. Я всегда запасаюсь разговорником и заранее выучиваю хотя бы несколько самых ходовых слов и выражений типа "спасибо", "пожалуйста", "добрый день" и т.д. То же самое я сделала перед поездкой в Чехию. Только на этот раз краткий разговорник я выудила из интернета. Оказалось, что его почти достаточно на все случаи жизни, которые у меня были в Чехии, потому что языкового барьера практически не чувствовалось, и это было по трем причинам. Во-первых, чешский язык относится к группе славянских языков, и его языковой строй такой же, как у русского: свободное построение фразы, падежные окончания и пр. Это порой помогает интуитивно понять, о чем речь, тем более что разговор обычно происходит либо в магазине, либо в ресторане, где ситуация уже сама определяет предмет разговора. Во-вторых, многие слова звучат очень похоже, и ошибиться просто невозможно. К примеру, большинство числительных звучат практически одинаково, и если вам скажут на чешском "сто двадцать пять", вы это  поймете правильно безо всяких вариантов. В-третьих, в Праге немало людей, которые в той или иной степени владеют русским, особенно на туристических тропах.

Порой в интернете встречаются советы не демонстрировать своего русско-российского происхождения: мол, в Чехии русских не очень-то жалуют. Не знаю-не знаю… Во-первых, мне совершенно неохота быть за границей не самой собой и кого-то из себя изображать. Во-вторых, если бы даже захотела, как бы я это сделала без знания английского, этого общепризнанного языка международного общения? В-третьих, я очень комфортно чувствовала себя в Праге со своим русским и несколькими выученными чешскими фразами. Практически помимо стандартных "спасибо-пожалуйста" мне понадобились только три фразы: "нэрозумим" (не понимаю), "колик то стои?" (сколько это стоит) и "млувитэ руски?" (вы говорите по-русски?) – и все! Вопрос "млувитэ руски?" был у меня самым ходовым. Я начинала с него разговор в магазинах, ресторанах и других местах контактов с чехами. Этим вопросом я как бы переносила половину проблемы понимания на своего собеседника, делала ее нашей общей. При этом в большинстве случаев выяснялось, что по-русски хотя бы немножко "млувят" или по крайней мере понимают. Настрой был всегда доброжелательным, и далее уже было совсем легко. Если же отвечали "нет", я все-таки пыталась найти взаимопонимание, и это порой удавалось, хотя и не всегда. Как-то в ресторане на этот вопрос официант ответил "нет", но тут же сказал, что позовет коллегу, который знает русский, и позвал. Дальше я уже имела дело только с этим официантом. А сплошь и рядом случалось так, что после моего вопроса следовал приятный сюрприз: мой собеседник отвечал на чистом русском. Оказывалось, что я говорю с соотечественником. В Праге полно русских и русскоязычных. В общем, я нисколько не тяготилась незнанием английского, и не чувствовала никакой дискриминации по этой причине.

И заодно уж про пресловутую русско-украинско-закавказскую мафию, якобы орудующую в Праге и собирающую дань со всех русских. Может быть, она и есть, но мне не довелось с ней познакомиться; уж не знаю, по какой причине. Я ходила свободно по Праге одна, иногда забредая в совершенно пустынные уголки, нигде не скрывала своего русского языка, не "косила под иностранца", как советуют, но ничего со мной не случилось. Никто не подходил ко мне на улице с провокационными вопросами на русском, как иногда описывают… Правда, справедливости ради надо сказать, что ни в какие сомнительные места я все-таки не заходила и в районе железнодорожного вокзала не гуляла. В общем, не довелось столкнуться с этой мафией, и слава богу, конечно! Возможно, слухи о ней все-таки несколько преувеличены.

И еще об одном, коли речь зашла... Мне пришлось отчасти познакомиться с иным пражским персонажем – вором-карманником, или точнее будет его назвать вором-сумочником. Нет-нет, ничего он у меня не украл, и я его не видела, так что знакомство можно считать заочным. Иду я однажды по Староместской площади, и что-то мне понадобилось в сумке... Смотрю – молния на сумке наполовину расстегнута, а из отверстия торчит уголок кошелька. Поскольку я всегда кладу кошелек на дно сумки и застегиваю молнию до конца, обвинять  себя в такой безалаберности у меня нет никаких причин, а потому придется обвинить безымянного вора, посягнувшего на мою сумку. Наверно, это произошло тогда, когда я упоенно снимала часы на ратуше среди толпы туристов. Хорошо, что я, наверно, не вовремя (то есть, очень вовремя) повернулась или пошла, не дав ему завершить начатое. В общем, в Праге, как и во всех крупных городах, нужно внимательно следить за своим кошельком. После этого случая я усилила свою бдительность, и больше ничего подобного не случилось.

 

Второй день в Праге

 

Окна моего номера выходят во двор, и ночью тебя окутывает полнейшая тишина: ни звука, ни шороха, словно жизнь вообще остановилась. Правда, под утро тишина решительно нарушается: во двор въезжает машина, и с нее что-то с грохотом разгружается. Потом в этакую-то рань начинают негромко переговариваться женские голоса; негромко-то негромко, но в полной тишине очень даже слышно. Хорошо, что в Москве в это время на два часа больше, так что можно считать это время утренним… семь часов или восемь…и постепенно просыпаться.

В отеле завтрак начинается в 8 утра, но можно и чуть раньше, если очень надо. Я была бы не против, если бы он начинался по-парижски или по-римски – в 7 утра, чтобы пораньше позавтракать и пораньше умчаться в город, пока большинство туристов еще продирают глаза. Лучше смотреть на город, когда он наедине с самим собой, а это возможно только ранним утром. Но Прага не считает себя мировой столицей и живет провинциальной жизнью: большинство магазинов даже в центре открываются только в 10 часов, то же самое происходит и с туристическими объектами. Хорошо, что хотя бы улицы Праги доступны всегда.

У меня сегодня свободный день, на который я не хочу строить никаких планов. Как получится, так и получится. Единственное, что начать хочу с залезания на верхотуру – посмотреть на город с предмостовой башни Карлова моста, да еще надо добраться до Вацлавской площади, на что есть причина. Все остальное – экспромтом.

Еще вечером смотрю на карту Праги и определяю, как добраться до Карлова моста. Это очень просто: метро Staromestska, потом налево на набережную, а там должно быть недалеко. Выйдя из метро и повернув налево, я действительно скоро оказываюсь на набережной и даже вижу Карлов мост. Я направляюсь к мосту, мысленно погладив себя по головке за способность четко пролагать путь на карте и на местности. Предмостовая башня черна от старинности, солидна, сурова и красива. Я ищу дверь, через которую на нее восходят, но не нахожу. Точнее, дверь есть, но неизвестно, та ли это дверь, поскольку около нее нет никакой таблички, никакой надписи, и ничего не понять. Я на всякий случай толкаюсь в нее, но она не открывается. Что делать? Решаю идти дальше, а там видно будет. Карлов мост освещен солнцем и почти безлюден – разительный контраст со вчерашним послеобеденным временем. Как хорошо по нему идти и смотреть по сторонам! А глаза разбегаются во все стороны… Разбегаются-то разбегаются, но все равно то и дело смотрят на тот берег чуть вправо от моста, где на возвышении стоит нечто притягательное; я еще не знаю ничего о нем, но догадываюсь, что это Пражский Град. Это абсолютная доминанта Праги и из-за своего расположения на холме, и из-за своего особого значения. Высокие башни собора святого Вита, стоящего в окружении белых зданий, ничем не заслоняемы; что может быть выше их? Они видны отовсюду.

Пройдя по Карлову мосту, иду по его продолжению – улице Mostecka, пока дорогу мне не преграждает трамвай, который деловито громыхает, катя по своим рельсам. Это меня словно спускает с небес на землю. Какая проза жизни! Только что была бестранспортная эпоха прежних веков, в которую я погрузилась с головой, а тут прямые признаки текущего века - трамвай, трамвайные пути; надо перебираться через них, смотреть налево-направо… Мне этого совершенно не хочется, и я поворачиваю назад, снова к Карлову мосту. Конечно, я была не права, так обидевшись на этот трамвай. Он в Праге настоящий друг туриста, и я очень скоро это пойму. Гораздо интереснее ехать по городу на трамвае, смотря по сторонам и любуясь на то, что проплывает за окном, чем лезть под землю в метро. Притом, можно сойти на любой остановке, если заметишь что-то особенно интересное, рассмотреть как следует и ехать дальше. И сейчас я, если бы прошла чуточку вправо вслед за трамваем, оказалась бы на чудной Малостранской площади, в центре которой стоит храм Святого Николая, а обрамляют дома один другого интереснее. От Малостранской площади я могла бы пойти вверх по Нерудовой улице, а там и до Пражского Града рукой подать. Но ничего этого сегодня не случилось, ведь я повернула назад. Впрочем, жалеть тут не о чем, все описанное произойдет немного позднее, а сегодня я увижу другие красоты города Праги.

Вовратившись к предмостовой башне, вижу дверь открытой, а за дверью написано, что билеты продают выше. Теперь все ясно: она по умолчанию открывается в 10 часов. Я поднимаюсь по ступенькам, покупаю билет и скоро оказываюсь на самом верху. Подъем не так уж утомителен, всего 130 ступенек, но какой-то алгоритмизированный, если можно так выразиться: поднимаешься на три ступеньки и делаешь поворот на 90 градусов, снова три ступеньки и следующие 90 градусов. По окончании подъема мне стало казаться, что я закручена в штопор. Но ничего, вид с башни стоит того, чтобы на нее взбираться. Посмотрев на город со всех сторон башни и сделав несчетное количество снимков, могу сказать самой себе, что одна высота в Праге мной покорена. В планах у меня есть еще одна высота – вышка на холме Петршин, но это не сегодня, на сегодня подъемов достаточно, теперь буду ходить исключительно по горизонтальной поверхности.

А сейчас мне надо добраться до Вацлавской площади; ну надо и все тут! Помня вчерашнюю экскурсию, решаю, что надо идти примерно тем же путем: сначала на Староместскую площадь, а там на одну из улиц, которая должна привести куда надо. До Староместской площади я добралась легко, только стоит наконец упомянуть, что все это время, начиная с момента, когда утром вышла из метро, я не просто шла, а то и дело останавливалась и что-нибудь  разглядывала; и не просто разглядывала, но еще и фотографировала. Но это так, к слову. В общем, я на Староместской площади, но вот куда теперь повернуть, чтобы оказаться на Вацлавской? Как нас вчера вела Ирина, вспомнить не могу. Я выбираю одну из многочисленных улиц фактически наугад… чем-то она мне сильно приглянулась… и отправляюсь в неведомое. Почему-то в этот раз мне совершенно не хочется смотреть на карту и пролагать научно обоснованный маршрут. Наверно, лимит точности я на сегодня исчерпала, да и скучно как-то от карт…  до того ли? Моя душа явно жаждет приключений и получает их: конечно же, эта улица вовсе не вела к Вацлавской площади, и я скоро поняла, что заблудилась. Впрочем, я не сильно расстроилась: я шла по очередной улице, сворачивала на другую, и каждый раз за поворотом меня ждали все новые впечатления и новые красоты. Каждый дом краше другого – и все по нарастающей! Какое-то архитектурное крещендо. Дома стоят вплотную другу к другу, образуя сплошную линию до самого перекрестка, что неудивительно для исторического центра, но каждый дом различим и отличим от своих соседей – это отдельное произведение архитектурного и всяких других искусств. Изящная лепнина, красивые украшения. Крыши – это отдельный разговор. Это не крыши, а выставка архитектуры. Башенки, окна, что-то такое причудливо-фигурное… Все дома как новенькие, каждый словно вчера покрашен в свой собственный пастельный тон, нигде ни пятнышка, ни царапины.  В общем, уже ясно, что я полностью и безоговорочно влюбилась в Stare Mesto, где так удачно заблудилась.

Но надо же наконец как-то найти Вацлавскую площадь! Эта мысль все-таки неустанно меня точит невзирая на все красоты архитектуры. Посмотреть на карте? Да зачем? Можно спросить местных жителей. Я стою на небольшой пустынной площади. Вон как раз к зданию подъехала машина, сейчас мужчина выйдет, и я спрошу. Стою на тротуаре почти рядом с машиной… Мужчина не выходит. Мне надоело ждать, и я стала искать другой объект… а вот он: из дверного проема выходит мужчина со снятой дверью, кладет ее на подставку… Явно местный житель и явно знает, где Вацлавская площадь. Иду в его направлении. Мужчина оставляет дверь и выжидающе смотрит на меня. Тот мужчина, что сидел в авто, наконец-то выходит; уж не меня ли он пережидал? Я подхожу к мужчине с дверью и задаю свой первый самый важный вопрос:

- Добри дэн. Мловите руски?

- И по-русски, и по-украински, - отвечает мне он.

Вот это да! Оказывается, я повстречалась почти с соотечественником. Я обрадовалась и стала выспрашивать пути достижения Вацлавской площади. Но выяснилось, что он этого не знает! Надо же! Видимо, дверей в Праге, требующих починки, так много, что совсем не до гуляния по площадям. Он еще для верности спросил своего приятеля, который как раз вышел из дома, но приятель тоже не знал. Единственное, чем они мне помогли, так показали направление к метро. Что делать? Пошла я в этом направлении, шла-шла и дошла. Я вышла на площадь Республики и обнаружила там Пороховую башню, явную родственницу предмостовой башни Карлова моста – такую же черную и готически красивую. На нее тоже можно взобраться, но я так и не удосужилась, некогда было. На площади много интересного, и с нее ведет прямая улица на  Вацлавскую площадь, что я потом узнаю на опыте, а сейчас я, глупая бестолковая туристка, избираю самый простой способ: сажусь в метро и таким банальным образом добираюсь наконец-то до Вацлавака, как по-свойски эту площадь называют пражане.

Так что же мне там было так сильно нужно? Открою секрет: я стремилась в большой книжный магазин. Он вчера заинтересовал меня сообщением, что там есть книги на русском языке. Было любопытно посмотреть, что за книги. Может, есть фотоальбомы, к которым я питаю большое пристрастие. Но ничего особо интересного на русском я там не обнаружила, хотя кое-что полезное купила: русской-чешский разговорник, из которого мне пригодились 3 фразы, да еще одну карту Праги, которая мне понравилась четко прописанными маршрутами трамваев и названиями самых мелких улиц, коими карта была буквально испещрена. Этой картой я в дальнейшем и пользовалась все время пребывания в Праге. Были очень интересные фотоальбомы на чешском, и будь у меня иные материальные возможности, я бы, пожалуй, какие-нибудь купила. Чехия вообще славится своими фотографами.

Разумеется, я прошла по площади, но до Национального музея снова не добралась. Уж очень он далеко и как-то наособицу. А хороший фотоальбом с видами Праги я куплю потом в маленьком магазинчике где-то в районе Староместской площади.

Далее я отправилась в Вальдштейнский сад (Valdstejnska zagrada). Тут имело полный смысл сесть в метро, потому что один из входов в сад находится прямо у метро Malostranska. Я бы ни за что не догадалась, что в глухом углу при выходе из метро есть незаметная дверка, за которой находится этот сад. Если бы даже я увидела эту дверь, то подумала бы, что тут какое-нибудь невзрачное помещение, принадлежащее метро. А узнала я про существование этого входа еще вчера совершенно случайно, когда дожидалась начала экскурсии. Я обратила внимание, как некая экскурсионная группа непонятно зачем свернула в этот тупик и вдруг стала человек за человеком куда-то исчезать, словно растворяться в стене. Мне стало интересно, как это может быть, и я пошла посмотреть. Около невзрачной двери на серой табличке я прочитала по-чешски "Вальдштейнские сады" и открыла дверь… а за дверью оказался целый мир, словно по слову "сезам, откройся!" открылась пещера Аладдина.

Вот сегодня я и намеревалась осмотреть эту "пещеру". Сад вместе с одноименным дворцом построил в 17 веке некто Вальдштейн, ставший маршалом при императоре Фердинанде, но имевший при этом глупость быть богаче своего повелителя, за что и поплатился: его убили. Вальдштейнский сад невелик и относится к регулярным садам английского типа – с подстриженными деревьями, прямыми дорожками и т.д. Сильно оживляет вид сада пруд, в котором плавают рыбки и рыбы. Рыбок я видела – красных и невзрачно серых, они плавали на мелководье у краев пруда, а вот рыба так и не показалась. Она демонстрировала свое присутствие звучными ударами хвоста по воде в середине пруда, но вот подплыть поближе не соизволила. А большая должна быть рыба, шлепки по воде впечатляли.

По газонам ходят два бесхвостых павлина (если это павлины), совершенно равнодушные к посетителям сада. Как-то даже обидно, что они не обращают на тебя никакого внимания, словно ты неодушевленный предмет.

В саду есть странная стена темно-серого цвета, состоящая из искусственно выращенных сталактитов. Сверху донизу со стены свисает что-то типа серых сосулек. Издалека это производит впечатление уложенных друг на друга черепов или чего-то другого столь же малоприятного. Кто их вырастил и зачем, ума не приложу. Такие же сталактиты окружают небольшой павильончик рядом со стеной. Вид у всего этого весьма своеобразный, и вряд ли подобное еще где-то существует.

А день, надо сказать, сегодня удивительно теплый, даже жаркий, совершенно летний день. Хорошо посидеть в тенечке, чтоб ноги отдохнули, они сегодня уже столько исходили…

Мои дальнейшие странствия по городу закончились в пятом часу пополудни, когда я окончательно почувствовала, что ноги мне отказывают. Такая жуткая эксплуатация до добра не доведет: с 8 утра на ногах и все пешком, пешком. Я решила на будущее, что надо относиться к ним понежнее и почаще ездить на трамвае. Именно так я и сделаю в последующие дни. А в пятом часу пополудни я обнаруживаю себя на набережной, куда меня занесло желание увидеть и сфотографировать известный "танцующий дом". Дом я увидела и оценила, хотя меня подмывает неделикатно назвать его пьяным домом. По-моему, это вернее. Танцующий пьяный дом уже давно позади, на набережной несусветная жара, поток автомобилей и ни одной человеческой души, только я тащусь вперед согласно увиденному указателю "к метро". Далеко ли это метро? Правильно ли я иду? Спросить некого. Хотя… сзади идет небритый мужчина в футболке и рваных джинсах. Я несколько раз оглядываюсь на него в раздумье, спросить или не спросить, но выбора нет, придется обратиться к нему, хотя его вид меня немного смущает. Я выуживаю из разговорника фразу "Простите, как пройти к метро?" Мужчина начинает объяснять по-чешски, но видит, что я не очень врубаюсь, и говорит: "Пойдемте вместе, я покажу." Последнее я хорошо понимаю, хотя это тоже по-чешски. Мы идем вместе, и наконец за углом оказывается вожделенное метро. Ура-ура! Я благодарю мужчину, ныряю в метро и скоро оказываюсь в горизонтальном положении на постели в своем номере.

 

Кржижиковы фонтаны

 

Но день сегодня еще не закончен. Отдохнув часа полтора, я решила, что нечего зря терять время, и отправилась на танцующие фонтаны. Более точно это зрелище называется Кржижиковы фонтаны. Хвала интернету и тем, кто в нем делится своим опытом по пребыванию в Праге! Я знала, как добраться до фонтанов, даже спрашивать никого не пришлось: на метро, а потом одну остановку на трамвае. Трамвай останавливается напротив Дворца Промышленности (Prumyslovy palace) за которым и находятся фонтаны. Надо зайти в ворота и обогнуть здание (лучше справа). Оно  само по себе представляет интерес для рассматривания, но интерес к зданию и интерес к фонтанам приходят между собой в противоречие, потому что здание лучше рассматривать при свете дня, а на фонтаны идешь вечером, когда толком ничего не рассмотреть. Здание имеет какую-то совершенно бесконечную длину-ширину, и я обходила его очень долго. Без проблем купила билет, постояв в небольшой интернациональной очереди, села… Время приближалось к 8 вечера, по-летнему жаркий день превращался в вечер, по-летнему теплый. Сумерки сгущались на глазах.

В программе был итальянский тенор. Под его пение фонтаны "танцевали", и зрелище было завораживающим. Разнообразная подсветка воды, разные формы струй: то в виде стены, то чаш; то взмывающие высоко-высоко, то обессиленно теряющие высоту. Некоторые струи и в самом деле как будто танцевали, сплетаясь между собой. Более всего меня впечатлила белая подсветка. В этом свете каждая струя была как-то по особенному отдельна и особенно четко видна, и все это выглядело очень нарядным. А когда тенор брал самую высокую ноту, струи взвивались высоко-высоко, словно помогая ему в этом сложном деле, и разом падали, когда он обрывал звук. Помимо фонтанных струй сама вода в бассейне была подсвечена разноцветными пятнами то тут, то там, и казалось, что она плавится. Декорацией к спектаклю служила задняя стена дворца. Неплохая декорация, надо сказать, хотя с наступлением темноты это уже не играло никакой роли. Зрелище стоит того, чтобы его посмотреть хотя бы раз. Спектакль длится около 40 минут.

Теплый-теплый летний  день выпал мне в Праге 7 сентября. Больше такого дня уже не повторится. А завтра я еду с экскурсией в Карловы Вары.

 

Пивной завод в Крушовице.

 

По дороге в Карловы Вары есть город Крушовице, замечательный тем, что в нем есть пивной завод, выпускающий, как уже догадался всякий любитель пива, пиво марки "Крушовице", и нам предстояла экскурсия на этот завод с дегустацией пива. Почему-то за радость увидеть процесс приготовления пива нам нужно было заплатить 150 крон, то есть, экскурсия на завод стоила ровно столько же, сколько билет на Кржижиковы фонтаны. Мне это показалось очень странным. Помнится, в Париже нас нагрузили сведениями про изготовление духов, а в Италии – про изготовление золотых украшений, но все это было бесплатно, а тут… Неужели процесс приготовления пива столь же интересен и так же захватывает, как танцующие фонтаны? А надо еще сказать, что я очень странный человек: я не люблю пиво и вообще его не пью. Поэтому я решила, что за 150 крон смотреть, как его делают, мне нет никакого резона, и провела во дворе завода тот час, что продолжалась экскурсия. Потом мне сказали, что я не так уж много потеряла. Местный эскурсовод неважно знал русский язык, а дегустировать пиво я бы все равно не стала. На этом тема пива в моем рассказе, едва начавшись, будет навсегда закончена. Да и что я могла бы о нем сказать, если ничего в нем не понимаю и ни разу его не попробовала? Эта сторона пражской жизни прошла мимо меня, и я не чувствую по этому поводу никаких сожалений.

 

Карловы Вары

 

Когда автобус подъезжает к Карловым Варам, первое, что видишь – это большое роскошное здание отеля "Imperial" с белыми стенами под красной крышей, обрамленное зеленью со всех сторон – сверху, снизу, справа и слева. Кто-то назвал Карловы Вары "бриллиантом в изумрудной оправе", а про отель "Imperial" можно сказать, что это отдельный бриллиант в отдельной изумрудной оправе. Красивый вид на него словно задает параметры восприятия всего города, определяет ожидания и не обманывает их.

Одна из легенд гласит, что вездесущий Карл IV охотился в горах на месте будущих Карловых Вар, и загнал оленя на крутую скалу, откуда тому деваться было некуда, разве что прыгнуть вниз, и олень в самом деле взял и прыгнул. Пока Карл со своей свитой спускался со скалы, олень сварился в озерце с горячей минеральной водой, куда так неудачно (для себя) совершил прыжок, так что король мог сразу приступать к обеду. Так были открыты минеральные источники, и Карл повелел основать здесь город.

Когда идешь по курортной части города, не покидает ощущение, что это ребенок, лежащий в колыбели, так здесь безмятежно, спокойно и уютно. Курортная часть в основном состоит из одной извилистой улицы, проложенной по сторонам мелкой речки Теплы, само название которой говорит о том, что она теплая. И в самом деле, нам показали, как в одном месте от нее поднимается пар. По обеим сторонам реки стоит ряд разнообразно красивых домов, а сразу же за домами возвышаются горы, заросшие лесом. Лес нависает над домами и придает всему пространству камерный уютный вид – ну совсем, как колыбель. Жизнь в городе течет неспешно, народ ходит по улицам прогулочным шагом.

Интернациональный характер города чувствуется сразу. Везде вывески, объявления на разных языках, разноязыкая речь на улице. Оно и неудивительно, ведь Карловы Вары – модный мировой курорт. Интересно, что русская составляющая карловарской разноязыкости видна очень хорошо. Мало того, что на каждом шагу слышишь русский язык, так и вывески сплошь и рядом на русском, а порой и только на русском, что несколько удивляет. Такое впечатление, что Карловы Вары – наполовину русский город. Если в Праге я начинала общение с чехами вопросом: "Мловите руски?" – то здесь этот вопрос оставила за полной ненадобностью. Просто сразу начинаешь говорить по-русски и тебя без проблем понимают.

Гид провела нас с часовой экскурсией по главной улице. Мы узнали, что здесь бывало много известных личностей, начиная с Гете и кончая Михаилом Горбачевым. Они в каком-то смысле делают рекламу городу. Интересно, что в свое время в городе, оказывается, побывал Петр Первый, не менее вездесущий, чем Карл IV, и произвел на карловарцев неизгладимое впечатление тем, что запросто гнул руками подковы, а вдобавок взобрался на крутую вершину на неоседланном коне, которая теперь так и называется вершиной Петра Первого. Мы увидели, как в стеклянном павильоне мощно бьет вверх самый известный минеральный источник Вржидло – фонтан естественного происхождения. Нет никакого мотора, просто вода бьет из-под земли с такой силой, что легко достигает крыши на высоте нескольких метров. Когда-то он даже взорвался от внутреннего давления и порушил дома окрест. Мы увидели так называемую мельничную колоннаду а-ля античность и две узорные кружевные галереи, деревянную и чугунную. Питье минеральной воды и променад до источников должны доставлять удовольствие в любое время года и при всякой непогоде, чему и способствуют эти галереи и колоннады.

А потом у нас осталось аж три часа свободного времени. Какая роскошь! Просто подарок! За это время можно пройти главную курортную улицу раз десять, если никуда не заглядывать, и раза два-три, если все досконально осматривать, в том числе и магазины. Не знаю, осуществил ли кто-нибудь подобный сценарий, а у меня был четкий план на оставшееся время: быстренько пообедать, потому что есть хотелось до крайности, а потом по своему извечному пристрастию оглядывать местность с высоты подняться на башню Диана, самую высокую точку обзора вокруг Карловых Вар.

К Диане ведет фуникулер, который прячется за громадным роскошным отелем с торжественным названием "Grandotel Pupp". Справа от отеля, если встать к нему лицом, есть вывеска по-русски "Кожа, меха", а под вывеской проход между домами. Вот туда и надо идти к фуникулеру. Башня Диана невысока, но на нее можно подняться на лифте, зато вниз только пешком. Вид окрест открывается прекрасный, а уж город можно рассмотреть во всех подробностях, особенно если воспользоваться подзорной трубой, опустив в нее соответствующие монетки. Посмотрев с башни, я сразу нашла ответ на вопрос, занимавший меня на главной улице: а где живут 60 тысяч населения города? На этой улице они явно не могли бы уместиться, а других улиц там не видно, все заслоняют горы. При взгляде сверху все стало понятно: город продолжается далеко влево. Там более равнинная местность, стало быть, приезжие курортники и туристы забрали себе самое интересное и самое живописное.

На подъем, осмотр, спуск вряд ли нужно более часа, если не задерживаться на горе для обеда. Мне хватило часа, так что я, спустившись вниз, успела еще раз неторопливо пройти по улице.

Насчет карловарских сувениров. Ими считаются знаменитая бехерОвка (наша гид произносила с ударением на О) – ликер-настойка на 9 таинственных травах, состав которых знают якобы только два человека на заводе, его выпускающем; местные вафли (lasenske oplatky) и… и все, кажется. Мне, сладкоежке с большим стажем, вафли-oplatky не понравились. Нет, это может быть интересно: в хорошо оформленной коробке лежат несколько плоских блинов с начинкой между ними; можно попробовать, и как сувенир подходяще, но для удовольствия наши вафли лучше. Можно также считать сувениром розы кирпичного цвета, полученные отложением так называемого гейзерного камня: делают бумажную розу и помещают ее на неделю в источник минеральной воды. Через неделю каменная роза готова. Но что-то она мне не понравилась, честно говоря. Грубая работа природы, которой чуточку помог человек, особенно грубая по сравнению со всевозможным фарфором-стеклом, который продают рядом. Я купила в качестве сувенира изящную фарфоровую кружку чисто карловарского назначения: плоская с длинной ручкой-носиком, предназначенная для питья горячей воды из источников. В плоской емкости вода быстрее остывает, тому же самому способствует длинный носик, через который пьют воду.

Бехеровку можно без проблем купить также и в Праге, она там продается на каждом шагу. Правда, в центре и туристических местах она стоит дороже, чем в Карловых Варах, но в небольшом магазинчике в стороне от туристских троп я нашла ее по карловарской цене.

Вот и все про Карловы Вары. Мы вернулись в Прагу около 7 вечера, и нас развезли по отелям. На этом день закончился. Экскурсия мне понравилась, и я хочу сделать реверанс в сторону организаторов: они поступили правильно и я бы даже сказала мудро, они не стали крохоборски экономить автобусно-водительское время и прочие свои важные ресурсы, и благодаря этому мы счастливо избежали обычных недостатков организованных автобусных экскурсий - вечных цейтнотов и невозможности остановиться, вернуться, как следует посмотреть. Всегда бы так организовывали экскурсии!

А назавтра я еду в Моравский Крас.

 

Моравский Крас

 

Моравия – одна из трех чешских земель, находящаяся на востоке Чехии. Мы едем в природный заповедник Моравский Крас, чтобы посмотреть карстовые пещеры со всякими сталактитами-сталагмитами и проплыть по подземной реке. Дорогая неблизкая – 250 километров означают 2.5 часа пути туда и столько же обратно. На обратном пути нам обещают какую-то почту и обед.

День сегодня солнечный, хотя и не такой теплый, как вчера. Дорога не утомительна. Гид по имени Александра рассказывает нам про современную историю Чехии, а за окном мелькает жизнерадостный сельский пейзаж: сплошные поля, уже убранные и золотящиеся стерней. Местами на полях лежат аккуратные цилиндры соломы, делая поля еще более живописными.

В пещерах нас сопровождает сотрудник-спелеолог. Мы идем гуськом по специальным дорожкам, поднимаемся или опускаемся по ступенькам, переходя из одного подземного зала в другой. Это именно залы, высокие и просторные; назвать их пещерами не поднимается рука. Идти комфортно: ступеньки ровные, дорожки словно асфальтовые. Они влажные и на взгляд кажутся шершавыми. Залы имеют подсветку в самых интересных местах, а когда мы туда входим, загорается общий свет (не иначе как  рукой нашего сопровождающего) и женский голос на хорошем русском языке, но с невнятной дикцией рассказывает нам про этот зал. Иногда даже можно понять, о чем она говорит.

Я первый раз в пещерах, и мне не с чем сравнивать. Но впечатляет. Сверху свисают сталактиты, снизу им навстречу соответственно тянутся сталагмиты, а там, где они окончательно встретились, получились сталагнаты, иногда имеющие вид мощных колонн. Формы сталактитов-сталагмитов порой очень причудливы, чего я не ожидала. Мне почему-то казалось, что они бывают только в виде банальных сосулек. В некоторых местах сверху свисают как будто края платьев от древнегреческих статуй, так их форма похожа на драпировку ткани.

Потом мы выходим в провал. Сверху виден кусочек неба, стены заросли какой-то зеленью – то ли мхом, то ли кустами, а мы глубоко внизу. С этим местом связана легенда о злой мачехе, которая хитростью заманила в лес своего пасынка и столкнула его в этот провал, но мальчик случайно зацепился за дерево и не разбился. Его спасли лесорубы, и лесорубы же наказали мачеху – сбросили ее саму в этот провал. По-чешски мачеха – это мацоха, поэтому провал так и называется - Мацоха. После ходьбы по пещерам небо и зелень воспринимаются радостно, и кажется, что тут очень красиво. Полюбовавшись на небо и зелень, словно не видели их сто лет, снова идем под каменные своды, а там нас ждут лодки. Теперь мы не пойдем, а поплывем.

Мы плывем по спокойной темной воде под низкими сводами: потолок во многих местах можно достать рукой. Кромешная тьма чуточку разбавлена огоньками, кое-где светящимися на стенах. Повороты, плеск весла... иногда лодка задевает стену... Я любопытства ради опускаю пальцы в воду – интересно, насколько она холодная? Да, холодная, но не такая, как я ожидала. Я думала, будет ломить пальцы. Впрочем, если вспомнить физику... температура воздуха в пещерах около 8 градусов, с какой стати воде быть сильно холоднее?

Долго ли коротко ли мы плывем, но вот наконец впереди виден просвет, лодка медленно выплывает из-под скалы в заливчик... Ура! Да здравствует небо и белый свет! Стоит побывать в пещерах хотя бы для того, чтобы с новой радостью ощутить, как ярко и светло вокруг, сколько зелени и как вообще здорово жить под синим небом и каждый день видеть солнце... если оно не за тучами, конечно.

Вся экскурсия продолжалась один час. Кстати про температуру в пещерах. Понятно, что надо одеваться соответственно тем 8 градусам, которые там есть. Меня не предупредили, а сама я не догадалась взять с собой что-нибудь теплое (ну, легкомысленная, что с меня взять!), поэтому сильно переживала из-за того, что обратно выйду не я, а замерзшая ледышка; но ничего, все оказалось не так страшно, я даже не продрогла. Но брать с меня пример, наверно, все-таки не стоит.

Далее мы едем на почту. Непонятно, что это такое, и зачем нам эта почта нужна. Александра рассказывает про какого-то Душана, который в форме солдата наполеоновской армии расскажет нам про времена Наполеона, даст пострелять из ружья тех времен и, что самое главное, позволит самым симпатичным девушкам делать с собой что им заблагорассудится – фотографироваться вместе, брать под руку и даже проситься на руки, он эти просьбы охотно исполняет. Очень воодушевленные этой перспективой, мы приезжаем к одноэтажному невзрачному зданию, на котором написано "Старая почта". Все равно ничего не понятно. Заходим во двор, ждем. Около стены прислонено ружье, на нем висит высокая черная шапка. А вот и Душан, жизнерадостный мужчина лет тридцати. Он действительно в форме солдата... это интересно и забавно... Он надевает черную шапку, берет в руки ружье и начинает свой рассказ. Постепенно все начинает проясняться...

Оказывается, известное Аустерлицкое сражение 1805 года, проигранное союзными армиями России и Австрии и открывшее Наполеону путь к завоеванию Европы, происходило как раз в этих местах на территории современной Чехии, а в здании почты у Наполеона был штаб. Почта в те времена предоставляла некий комплекс услуг: тут можно было при езде по служебной надобности поесть, переночевать и сменить лошадей, то есть, она была чем-то подобным нашим российским придорожным станциям тех же времен. Теперь эта почта вместе со всеми подсобными строениями представляет собой музей, где с большей или меньшей степенью достоверности постарались воссоздать антураж той эпохи.

Душан неплохо изучил историю наполеоновских войн и в частности Аустерлицкого сражения и рассказал на приличном русском языке, какая армия куда шла, кто ею руководил, и как умный опытный Наполеон обхитрял нашего молодого самонадеянного императора Александра I. Не обманул Душан и другие ожидания: в частности, он продемонстрировал, как заряжают ружье, и дал из него выстрелить. В воздухе после этого пахло порохом, а грохот был такой оглушительный, что у меня уши после этого долго оставались заложенными. И как солдаты не глохли на поле боя?

Был сделан перерыв на обед. Нас покормили стандартной чешской едой - картофельным супом и свининой с тушеной капустой. Вкусно, между прочим. Хочу отдельно похвалить тушеную капусту: я ела ее уже во второй раз, и она мне оба раза очень понравилась. Чехи делают ее как-то по-особому, и это получается у них вкусно. Кнедлики в обеде тоже присутствовали, но вот с кнедликами присоединяюсь к многочисленной армии тех, кому они не понравились.

После обеда Душан продолжил свой экскурс в историю, теперь в здании почты. Личность эскурсовода – это великое дело. Он буквально излучал энергию, жизнерадостность и какой-то необыкновенный энтузиазм, отчего весь его рассказ был эмоционально окрашен и воспринимался не как набор неких фактов (все-таки системности в его рассказе чуточку не хватало), а как правда жизни, пусть и давно прошедшей. В общем, покорил нас Душан своей костюмированно-театрализованной экскурсией.  Пусть и дальше все у него получается так же хорошо.

Но на этом дело не закончилось, в программе еще была дегустация моравских вин. Душан провел нас в глубокий подвал и там налил всем поочередно белого и красного вина. Обыкновенное вино, кислит немного, но говорят, что для моравских вин это характерно. Ну, и ладно. Колбаса была вкусная на закуску, это отдельно отметили все.

Дегустация – дело небыстрое, особенно когда нас два больших автобуса. Я уже отдегустировалась и вышла наверх, а дегустация все еще продолжалась. Народ от нечего делать гулял по саду, что прилегает к почте. Там лежала на боку громадная деревянная бочка. Если бы Диоген жил в такой бочке, ему там было бы вполне комфортно, мог бы даже поставить кровать. Мужчины стали фотографироваться в обнимку с этой бочкой, всем своим видом изображая глубокую любовь к ее гипотетическому содержимому – то ли пиву, то ли вину. А под яблонями гуляли два кота – один черный, другой серый, чистая пастораль. Одна из яблонь ломилась от яблок и буквально просила, чтобы ее освободили от этой тяжести... один сук просто лежал на земле... ее просьбу отчасти исполнили, но только отчасти, там еще осталось много-много.

После почты мы проехали на автобусе до Праценских высот, главных стратегических высот Аустерлицкого сражения. С этих высот видно далеко окрест, а на вершине стоит памятник всем, кто погиб в Аустерлицком сражении, поставленный в начале 20 века с участием России, и на памятнике написано также и по-русски: "Русским воинам, на полях Аустерлица погибшим. Г.1805 20 ноября. Вечная память." Памятник называется Могила мира.

Далее мы уже без остановок поехали в Прагу. Снова в окне мелькал сельский пейзаж, а впереди с левой стороны автобуса зародился, прожил короткую жизнь и угас роскошный закат: по мере того, как солнце катилось вниз, небо становилось золотистым, потом оранжево-золотистым, постепенно окрашиваясь во все более яркие цвета, словно устраивая солнцу торжественные проводы на ночной покой. В небе Чехии очень оживленное движение: то и дело его прочерчивает идеальная прямая линия, которую ведет маленькая серебристая точка самолета. Порой таких линий сразу две-три, и они расчерчивают небо как тетрадь в клетку. В Прагу мы въехали в 9 часов в полной темноте. Нас опять развезли по отелям, и я оказалась в номере в половине десятого. Итого мы пробыли в пути 13 часов: с 8:30 до 21:30. Это была самая длинная экскурсия в моей поездке.

Удивительно интересным, ярким и цельным получился этот день. Казалось бы, что особенного – все время в автобусе? Но почему-то он запомнился единым целым, весь от начала до конца. Никаких забот и волнений, все шло своим чередом без спешки и напряга, полная релаксация, когда время идет сквозь тебя, не задерживаясь, а ты просто наблюдаешь картину этого дня, и в памяти остались одинаково важными и равноценными темные пещеры, синее небо с росчерками самолетов, золотистые поля, Душан с Аустерлицким сражением, коты в саду под яблонями и закат в окне автобуса. Один из самых приятных дней в моей поездке.

 

Пятый день. Взгляд на Прагу с холма Петршин.

 

У меня снова свободный день. Я не строю на него великих планов. Напряженка-обязаловка лишает туристическую жизнь большой доли удовольствия, хотя все равно никуда не деться от пунктирно прочерчиваемой в голове линии, что вот там еще не была, и туда надо, и туда... Надо посмотреть на город с холма Петршин, не забыть Вышеград, один из исторических районов Праги. А как хорошо было бы еще раз заблудиться в Старом Месте! Нет-нет да и возникает эта соблазнительная мысль, но я ее пока гоню; Старо Место подождет, все-таки я там уже была... А еще Пражский Град, но это совсем отдельно, это особая тема. Он манит постоянно, он все время на виду, но я немного подожду. Хорошо, что времени впереди немало, успею. Сегодня ставлю в программу обязательным пунктом забраться на обзорную вышку на холме Петршин. Это самая высокая точка Праги. Туда надо во второй половине дня, чтобы для фотосъемок солнце помогало, а не мешало.

Утро я для разминки-разгона начинаю с Карловой улицы, которая идет от Карлова моста. Девятый час, улица почти пуста. Из бесчисленных магазинов богемского стекла и сувениров лишь некоторые только-только начинают неспешно открываться. В уличные кафе выносится то, что убиралось на ночь. Улица готовится к новому суматошному дню.

У меня сегодня есть небольшая забота: надо скинуть на CD содержимое карты памяти фотоаппарата, поэтому я целенаправлено ищу вывеску "Фотоуслуги" и скоро нахожу неподалеку от Вацлавской площади. Взаимопонимание с пани из "Фотоуслуг" возникает буквально с первой минуты, хотя она не говорит по-русски. У них даже есть специальный аппарат для этой цели, кабель связи не нужен. Я отдаю карту и отправляюсь погулять по окрестностям, а когда возвращаюсь, все уже готово. В целях собственного спокойствия захожу по соседству в заведение с вывеской "Интернет" и говорю, что мне нужно посмотреть диск. Меня усаживают за компьютер, я вижу, что на диске отобразились все мои фототруды. Уф, забота с плеч долой, и теперь я могу делать что хочу.

Вторая половина дня застает меня выходящей из трамвая на остановке Ujezd, передо мной холм Петршин. Где находится фуникулер,  на котором можно подняться на вершину холма, как-то не очень понятно. Я вижу перед собой высокие белые ступени лестницы, ведущей на холм, и почему-то решаю, что они-то и приведут меня к фуникулеру. Ступени ужасно крутые, я с трудом карабкаюсь по ним и в конце концов достигаю промежуточного результата: тропинки, которая ведет вправо и влево. Мой дурной пример заразителен: вслед за мной карабкаются наверх еще две женщины. Ступени ведут дальше, но тут я вижу, что по ним спускаются... гм... люди; то есть, не люди, а черные скульптуры, изображающие людей с некоторой степенью абстракции. Теперь до меня доходит, что я, оказывается, шагала по произведению искусства. Вот уж точно искусство требует жертв!

Но где же этот чертов фуникулер? Путем интуитивных догадок я решаю, что для его поисков надо идти вправо, и действительно, пойдя вправо, нахожу его в каком-то закоулке. Вверху на холме, куда меня привозит фуникулер, зелень, тишина и покой, на подстриженных газонах лежат парочки кто параллельно, кто перпендикулярно друг другу, кто еще как-то... Некоторые явно сладко спят. Пройдя немного по парку, вижу вышку. Она представляет собой некое подобие Эйфелевой башни и построена давненько, в 1891 году. Забираться наверх приходится пешком, хотя есть лифт, но подъем не так уж и  утомителен. Я быстро забралась, даже не останавливаясь передохнуть. Какие там передыхи, когда такое предвкушение!

Вот она, панорама Праги! Город как на ладони. И что прежде всего бросается в глаза, так это бесконечное море красного цвета. Прага – это город красных крыш. Выглядит нарядно, празднично, словно у города день рождения.

 Влтава с чередой мостов... Взгляд выхватывает знакомые предметы. На другой стороне реки узнаю свой любимый Тынский храм. Две его башни спокойно и непринужденно возвышаются над окрестными строениями, среди которых не нашлось ни одного, способного встать с ними вровень. Слева опять притягивает взгляд Пражский Град и в особенности собор святого Вита, который стоит в стенах Града как Гулливер, только я смотрю на него сверху, и это немного странно, ведь до сей поры он всегда был выше меня.

Уже все осмотрела, но уходить не хочется, и я все тяну чего-то: снова встаю то у одного, то у другого окна. Окна на площадке застеклены, потому что на этой высоте ощутимый ветер, но их при желании можно открыть. Но как ни тяни, в конце концов все-таки приходится уйти. Интересно, что подъем и спуск происходят по разным лестницам, что облегчает жизнь как поднимающимся, так и спускающимся.

Спустившись вниз, вспоминаю, что я сегодня еще не обедала, а на часах четыре. Желудок уже громко заявляет о себе, пора срочно искать точку общепита. Я нахожу ее на полпути вниз, где фуникулер делает промежуточную остановку. Эх, как хорошо сидеть в красивом ресторане у края открытой веранды и смотреть вниз на город, отчасти закрываемый густой зеленью деревьев! Солнце проделывает свой законный путь за холм, и тень от холма поднимается все выше и выше по высокой ели, на вершине которой гроздьями висят коричневые шишки. Тишина, покой и умиротворение от мысли, что прошедшим днем можно быть довольной.

 

 

Рейтинг@Mail.ru

Следующая

Обратно

 
 
Используются технологии uCoz