Два памятника Владимиру Высоцкому в Москве
|
||
Они находятся по соседству, почти рядом. Один стоит на оконечности Страстного бульвара и смотрит на площадь Петровские Ворота, его видит любой проходящий по бульвару. Другой памятник можно увидеть, если забрести во двор Музея современного искусства на Петровке. Два этих памятника разделяют какие-то пятьдесят метров, но они такие разные, как будто их создание вдохновили два разных человека. Тот, что стоит на бульваре, поставлен в 1995 году к 15-летней годовщине смерти Высоцкого. Когда-то Высоцкий сказал:
И хотя во все светлое верил - Например, в наш советский народ, - Не поставят мне памятник в сквере Где-нибудь у Петровских ворот.
Фактически он тем самым заказал себе место будущего памятника, хотя наверняка искренне считал, что никакого памятника ему никогда не поставят. А вот поставили, и именно у Петровских ворот! Скульптор Геннадий Распопов сделал его таким, каким сделал – Высоцкий стоит, раскинув в стороны руки и запрокинув голову. Что он этим хотел сказать, ума не приложу. Теперь, когда памятник существует, можно этому придумывать всякие смыслы, кому какие ближе. Можно предположить, что он обнимает весь мир. Или обращается к богу – голова ведь запрокинута вверх. Обращение к богу по поводу и без повода сейчас очень модно, отчего и Высоцкому нынче к нему не обратиться невзирая на то, что он жил в атеистические времена? Или это некий намёк на то, что советская власть его не жаловала – стало быть, он ее мученик. В позе отчетливо видится крест – не специально ли сделана такая поза? Фигура в форме креста – аллюзия с распятием, с мученическим венцом. Не знаю, что там подразумевал автор; может быть, вообще ничего не подразумевал. Знаю лишь то, что я всякий раз внутренне морщусь, когда вижу этот памятник. Не нравится мне этот Высоцкий, странный он! Реалистичная фигура с подчеркнуто мужественной статью, расклешенные брюки по моде тех времен, рубашка, неизменная гитара – и такая вот поза, сочетание несочетаемого. Философское обобщение в позе, сугубый реализм в фигуре. Как хотите, не нравится! Скучно, статично, вызывает когнитивный диссонанс. Второй памятник скромно стоит во дворе музея. Его автор – вездесущий Зураб Церетели. Поскольку он как раз и заведует музеем, то может заполнить своими скульптурами хоть все дворы всех зданий музея, которых имеется числом три или четыре. Но как бы ни относиться к Церетели и его творчеству, в данном случае творение его рук мне нравится больше. В памятнике есть жизнь и динамика в отличие от того, что на бульваре. Автор не претендует на философские обобщения, он сделал памятник, кажется, вообще по конкретному поводу. За спиной у Высоцкого купола церквей, внизу надпись: "Грязью чавкая жирной да ржавою, Вязнут лошади по стремена". И сразу приходит на ум, подсказанное куполами за спиной: "Купола в России кроют чистым золотом - Чтобы чаще Господь замечал." Может быть, памятник создан про эту конкретную песню? Или вдохновлен ею, не самой выдающейся в творчестве Высоцкого? А какая разница! Тут ведь решает не только автор скульптуры, но и тот, кто на нее смотрит. А я смотрю на нее, и она мне нравится. Может, еще и потому нравится, что совсем рядом имеется другое скульптурное произведение, скучное и невыразительное. Очень уж броский контраст. Интернет, который всё знает, сообщил мне, что копия этого памятника поставлена в городе Покачи Ханты-Мансийского автономного округа. Что ж, город Покачи сделал хорошее приобретение. Я думаю, что рачительный и расторопный Зураб Константинович может уставить копиями этой скульптуры хоть все города, лишь бы были желающие приобрести. По крайней мере третий экземпляр, говорят, стоит возле его мастерской на Большой Грузинской улице. Пожалуй, это как-то нивелирует значимость каждого экземпляра, но всё равно его памятник лучше памятника Распопова. Это однозначно, как выражается один известный персонаж нашего политического пространства.
|
||