Норвегия летом 2013 года

Норвегия однажды летом в самые длинные дни

в июне 2013 года

Фотоальбом Осло

Обратно  в Норвежский альбом                

Оглавление

1. Ратуша

2. Центр города, нанизанный на ось главной улицы

3. Норвежский народный музей

4. Морские музеи Бюгдоя

5. Парк Вигеланна

 

6. Квадратура, где всё начиналось

7. Беглый взгляд на крепость Акерсхус

8. К северу от главной улицы

9. Оперный театр на берегу фьорда
10. Гавань, набережная Aker Brygge, район Frogner и прочее

11. Впечатления от городского транспорта

 

5Парк Вигеланна

 

Парк скульптур Вигеланна (Gustav Vigeland, 1869-1943 гг.) - одна из главных достопримечательностей Осло. Я даже склонна считать его главной достопримечательностью, потому что это единственный в своём роде парк скульптур, какого больше нет нигде. Вигеланн (произносится и пишется именно так) работал над ним 20 лет.

 

 (кликните на картинку, чтобы получить увеличенное изображение)

 

1. Лучше всего обозревать центральную часть парка, которая, собственно, и представляет главный интерес для обозревания, с площадки Монолита, о котором речь впереди. Правда, при этом сам Монолит не виден, но тут ничего не поделаешь. Чтобы обозреть всё вместе, нужно подняться в воздух на летательном аппарате. Здесь же мы видим большой фонтан, в данный момент не работающий, за ним, почти не видный, мост со скульптурами, а далее почти на горизонте главный вход в парк. Чтобы дойти до точки обзора, на которой мы сейчас стоим, нам потребуется много времени, потому что мы будем останавливаться на каждом шагу. Поэтому давайте вернёмся ко входу и войдём в парк, чтобы не спеша и внимательно всё рассмотреть.

   

При этом не будем забывать, что северная погода очень непостоянна и на нашем пути она может смениться много раз. Облака могут много раз закрыть всё небо, потом куда-то убежать, открыв солнце и синеву, потом снова прибежать, и так до бесконечности. Одним словом, не будем удивляться, если на соседних кадрах погода совершенно разная.

 

2. Театр начинается с вешалки, а парк Вигеланна с величественных ворот. Вполне достойное начало.

   

3. За воротами по правой стороне недалеко от входа стоит памятник Вигеланну. Он изображён в рабочем халате и с инструментами в руках.

 

4. Почти сразу мы попадаем на мост, на перилах которого по обеим сторонам стоят скульптуры, и застреваем здесь  надолго. Тут 58 скульптур, и хотя я рассмотрела и сфотографировала все (так мне кажется), было бы безумием выкладывать их все до единой. Поэтому далее пойдёт избранное - то, что показалось мне наиболее интересным.

Как интерпретировать увиденное, каждый решает сам. Тут для этого есть все возможности, потому что у скульптур нет названий. Впрочем, они вряд ли нужны, ведь тут всё просто и по большей части понятно. Здесь сами люди - люди и всё. 

   

5. Парк Вигеланна имеет такую оригинальную особенность, что в нём все изображения людей, все скульптуры и барельефы, представляют собой людей обнажённых. Единственное исключение составляет памятник Вигеланну, который мы уже видели. Поэтому не будем удивляться всеобщему разоблачению, а посмотрим в корень - на людей как таковых, не обременённых одеждой и не скрывающих за её покровами истинную суть своей и чужой жизни.

Почему этот мужчина держит под мышками двух детей, я даже спрашивать не хочу. Держит и держит. Значит, так надо.

 

 

6. Игра. Детям такое очень нравится.

   

7. Многие скульптуры статичны - люди просто стоят по одному, по двое. Их разбавляют скульптуры действия. На траве отдыхают настоящие люди, не скульптуры. Это ничуть не возбраняется - парк для того и существует, чтобы люди ходили по траве и отдыхали на ней. Можно даже полежать, если душа того требует.

   

8. Пустяки, дело житейское.

   

9. Почему-то навеяло "несёт меня лиса за тёмные леса..."

 

10. Озорная девица, самая весёлая скульптура парка.

   

11. Все люди здесь - мужчины, женщины, дети - имеют плотное гиперстеническое телосложение. Это люди, крепко стоящие на земле, здоровые и сильные.

   

12. Мужчина жонглирует младенцами. Странное занятие. В интернете приведено название скульптуры: "Мужчина, преследующий четырёх гениев". Хотя это ничего не проясняет, по крайней мере становится понятно, что жонглирование происходи не просто так, а с какой-то целью.

 

13. Дедушка с внуком куда-то идут. Может быть, в зоопарк...

   

14. А тут происходит любовная игра. Другие мнения есть?

 

15. Папа и сын. Между ними полная гармония, любовь и взаимопонимание.

 

 

16. Эту скульптуру называют "Сердитый мальчик", вариант "Сердитый малыш" (Sinnataggen), но я бы назвала этого мальчика капризным и злым. Вон как он собирается топнуть ножкой! Почему-то этот мальчик стал одним из символов Осло. На мосту к нему повышенное внимание, экскурсоводы обязательно подводят к мальчику свои группы.

 

17. А эту девочку на другой стороне моста напротив сердитого мальчика икто особо не замечает. Она держится за животик и плачет. Наверно, животик у неё болит.

 

18. Настроившись на философский лад, сделаем предположение, что тут аллегорически отображается жизненная карусель.

 

19. Самая эротичная скульптура в парке.

   

20. Кто-то жонглирует младенцами, а кто-то бережно держит их на руках.

 

21. Мост пройден. Отойдя немного в сторону, видим, что это действительно мост, а то от входа это не очень заметно. Течёт речка, втекая под мост...

   

22. ... и вытекая с другой стороны. Мост имеет длину 100, ширину 15 метров. Это большое излишество для такой небольшой речки. Ясное дело, что дело тут вовсе не в речке, не для неё такой большой мост строился.

 

23. Идём дальше и видим большой фонтан. Правда, если не знать, что это фонтан, то можно и не догадаться. Наверно, он уже давно не фонтанирует, вон в бассейне уже всё высохло. Это грустно, фонтаны должны работать, и жаль, что мы не застали его действующим. Правда, у неработающего фонтана есть один плюс - видны фигуры людей, поддерживающих чашу, из которой должна изливаться вода. Когда фонтан работает, их полностью закрывают струи воды.

Изначально фонтан предназначался для другого места, но оказался здесь. 

   

24. По краям бассейна среди деревьев идёт какая-то загадочная жизнь. С деревом можно много чего сделать - посидеть в его ветвях, заняться с ним акробатикой, встретиться под ним с хорошим человеком, погрустить под ним... всего не перечесть.

 

25. Снова настроившись на философский лад, скажем, что это чаша жизни, бесконечно утекающей и бесконечно возобновляемой. Весь парк Вигеланна посвящён одной теме - человеческой жизни, её бесконечному круговороту от рождения до смерти. По краю бассейна расположено множество барельефов всё на ту же нескончаемую тему.

 

26. Их много разных. Вот, например, два. Справа смерть разлучает двух любящих, а они в отчаянии цепляются друг за друга. Слева тоже ясно, что происходит.

 

27. От дождей скульптуры позеленели в отдельных местах, куда попадала вода. В результате получились полностью зеленые кроны деревьев и местами зеленые люди. Зеленые полосы скрадывают фигуры людей, и надо присматриваться, чтобы понять, кто там, собственно говоря, обитает под кронами. Эти скульптуры, сами того не желая, стали более абстрактными, чем предполагалось при их создании.

На заднем плане видим возвышенность. Это другой уровень парка, там находится группа Монолита. Сейчас мы туда пойдём.

   

28. Вид на фонтан с промежуточной площадки перед Монолитом. Геометрические узоры на площадке вокруг фонтана представляют собой лабиринт. Если не перешагивать через тёмные линии и идти строго между ними, вам придётся от начала до конца лабиринта пройти 3 километра. Детям это должно нравиться.

   

29. А вот и группа Монолита! Это апофеоз, главная часть парка скульптур. Всё предыдущее было только подготовкой к нему. Она расположена на возвышающейся террасе и ограждена со всех сторон балюстрадой. К ней с четырёх сторон ведут лестницы.

 

30. Поднявшись по лестнице, проходим в кованые фигурные ворота. На воротах тоже люди и тоже обнажённые - единство концепции соблюдается во всём. Ворота мне понравились. Эта деталь вроде бы совсем необязательна для этого места, что тут закрывать? Без них можно спокойно обойтись, но с ними интереснее. Они смягчают тяжеловесность каменных изваяний, придают изысканность этой композиции.

   

31. Группа Монолита представляет собой центральную колонну высотой 14 метров, она и есть Монолит (Monolitten). Колонна словно бы слеплена из множества человеческих фигур. От неё радиально вниз спускаются ступенями ряды скульптур на разные темы человеческой жизни. Они тут, пожалуй, более всего приближены к реальности. Всего здесь 36 скульптур. В этой подборке приведены некоторые из них, более других меня заинтересовавшие.

Не могу не отметить роскошные облака, вдруг задержавшиеся позади Монолита.  

 

32. То ли драка, то ли куча мала, настоящее мальчишечье дело.

 

 

33. Девочки увидели что-то интересное. Всем известно, что девочки - любопытные создания.

 

34. Нечто концептуальное, инь-янь или что-то в этом роде.

 

35. Эта скульптура здесь самая популярная. Дети оседлали свою мать и погоняют её, во рту у нее уздечка из собственных кос. Прекрасный и доходчивый образ матери, которую заездили собственные детки! У детишек нехорошие улыбки, они вошли во вкус, им нравится погонять свою мать. Скульптура кое-где лоснится по понятной причине - сзади на неё часто садятся третьим ребёнком некоторые посетители, желающие получить снимок, который им кажется забавным.

 

36. Дедушка с внуками.

   

37. А тут я даже не знаю, что сказать. Посмотрим молча.

 

38. Тут вовсе не эротика, потому что мужчина и женщина держат вдвоём ребёнка, хотя с этой стороны об этом можно и не догадаться. А вообще невзирая не всеобщую обнажённость никакой эротики тут не наблюдается. И нельзя сказать, что это плохо.

 
39.  С другой стороны видим трогательную семейную сцену.
   

40. Идя по кругу, приходим к старикам. Здесь народу меньше, кому интересна старость? Вигеланн - смелый человек, он не побоялся показать старость во всем ее неприглядном виде - с дряблым телом, худобой, выступающими костями. И как ни странно может показаться, старость - это тоже жизнь.

   
41. И ничто человеческое ей не чуждо.
   
42. Неподалёку одна от другой две скульптуры с перекликающейся темой. Двое молодых мужчин сидят, отвернувшись один от другого, и тут же два старика хотя и сидят лицом друг к другу, но смотрят в разные стороны. Екатерина, наш экскурсовод, сказала, что у Вигеланна были сложные отношения с братом, практически они всю жизнь были в ссоре и лишь на старости лет как будто помирились, да и то не совсем. Эти скульптуры сделаны по мотивам его отношений с братом.
   
43. Наверно, это два брата, очень уж похожи. Видимо, это совсем другие братья, между ними всё в порядке.
А вдалеке на новом возвышении есть что-то ещё, на Монолите парк не заканчивается, и нам сейчас туда.
   
44. Проходим через фигурные кованые ворота, на которых изображены девушки.
   
45. По пути видим солнечные часы со знаками зодиака. Они тут кажутся инородными, выпадающими из общего смысла парка, но всё равно остановимся и посмотрим.
А лестница ведёт к так называемому Колесу жизни, который виден вдали.
 
   
46. Ну да, опять круговорот, сплетение человеческих тел, которое можно интерпретировать как нескончаемое движение от рождения до смерти, нового рождения и новой смерти... После всего увиденного эта композиция не особо впечатляет, но очень правильно, что она есть. Нельзя ставить точку на такой высокой ноте, которую взяла группа Монолита, нужно немного приглушить её пафос.
Кстати, для сведения: позади этого Колеса есть ещё один вход в парк. Может быть, он кому-то пригодится.
   
47. Вид группы Монолита от Колеса жизни. Парк Вигеланна по оси, заданной мостом, пройден от начала до конца.
   
Рейтинг@Mail.ru

  Обратно в Норвежский альбом