На теплоходе Москва - Санкт-Петербург - Москва  

Обратно

Почему-то мало кто проводит отпуск на территории России, и это немного обидно. Я совершила путешествие на теплоходе по маршруту Москва-СПб-Москва и долго была полна впечатлениями. Это было в конце мая – начале июня 2001 года, в белые ночи, что накладывало особый отпечаток. Жителям Питера к белым ночам не привыкать, но мы не питерцы и когда плывешь на теплоходе и видишь ночью на севере алую полоску зари, которая не пропадает всю ночь, да и ночи на самом деле нет, а только становится чуть-чуть темнее, то это очень прочно укладывается в памяти. Плыли 13 дней. Сначала по каналам от Москвы до Рыбинского водохранилища. Эти каналы довольно узкие, деревья подступают к самому теплоходу, и нас со всех сторон окружало соловьиное пенье.

Соловьи там просто виртуозы. Говорят, что они друг от друга учатся своим коленцам, и если будет один особенный виртуоз, то и за другими дело не станет. В общем, там была соловьиная капелла. Такие вечера, проведенные среди соловьев, наверно, очень способствуют развитию чувств у влюбленных.

Поначалу интересно было шлюзоваться. Когда приближались к очередному шлюзу, весь народ собирался на носу теплохода. Каждый шлюз чем-то отличается от другого, а на воротах одного из них почему-то стоят изображения корабля Колумба, на котором он доплыл до Америки.

На второй день прибыли в Углич. Он известен более всего тем, что в нем был убит царевич Дмитрий, сын Ивана Грозного. С той поры в нем не произошло, видимо, ничего более существенного. В тот день, когда мы там были, как раз был день его памяти, и звонили все колокола, то есть, нас встречал колокольный звон. В Угличе пробыли недолго, посетили помимо прочих храм Дмитрия на крови, где висит тот самый колокол, который возвестил об его смерти и который за это был сослан в Сибирь и возвратился оттуда сравнительно недавно, и потом весь день плыли по Рыбинскому водохранилищу, а оно, скажу я вам, очень большое, во всяком случае берегов было не видно. Было довольно холодно, но совершенно

безветренно, вода была гладкой и в ней отражалось все: небо, облака, солнце. Именно про такую и говорят: водная гладь. Эх, какой же закат был на нем в тот день! Я запечатлела его на фото.

Третий день – Кирилло-Белозерский монастырь, который прячется в глубине Вологодской области и до которого и сейчас не так просто добраться. Русская древность, 1397 год основания, один из очагов русской культуры. На берегу озера стоят древние стены, взглянув на которые, сразу понимаешь: вот это старина!

И красота неописуемая кругом. Там все или почти все сохранилось со старых времен, в музее выставлены иконы известных мастеров, в том числе Дионисия и Рублева. Но дело не только в этом, просто смотришь вокруг и хочется сказать: здесь русский дух, здесь Русью пахнет.

Конец третьего дня и всю ночь, а также и четвертый день плыли: по Волго-Балтийскому каналу, южной части Онежского озера и по реке Свири. На Свири была незапланированная стоянка в поселке Свирьстрой (вот техническое название!), где мы должны были остановиться на зеленую стоянку на обратном пути. Поселок совершенно ничем не примечательный, но в нем есть уютная маленькая бухта с песчаным берегом, где можно было бы искупаться и позагорать, если бы позволяла погода. Погода не позволяла, было холодно. Так что все ограничилось прогулками по лесу.

За ночь с четвертого дня путешествия на пятый теплоход прошел по Ладожскому озеру и рано утром прибыл к острову Валаам. На Валааме мы пробыли весь день, и остров того стоил. На самом деле это не остров, а архипелаг островов, который издавна облюбовали ревнители православия. На центральной усадьбе находится действующий Спасо-Преображенский монастырь, куда женщинам было велено идти непременно в платках и ни в коем случае не в брюках. Такие там строгости. Для женщин, не имеющих юбок,  специально на входе лежат в 

корзине какие-то черные балахонистые одеяния. Кроме центральной усадьбы есть еще множество скитов, где раньше жили те монахи, которым жизнь по обычному монастырскому уставу казалась слишком мягкой. Ну, мне этого не понять, но все равно было интересно. Вторая часть дня была посвящена хождению по острову: по скитам и интересным местам. День был как на заказ: солнечный и не жаркий. Какая там природа! Синяя вода, синее небо, скалы, сосны. Вообще-то это надо видеть, не опишешь. Но и после этого хождения хотелось еще где-то побывать, и мы по собственной инициативе сходили к каким-то живописным скалам, полюбовались на природу. 

За ночь после Валаама теплоход перешел Ладожское озеро и наутро уже стоял на речном вокзале города Питера. Про Питер можно не говорить, его все знают, мы там провели два дня, что для этого города, конечно, очень мало.

И вот на восьмой день фактически уже начался обратный путь. Снова по реке Свири с уже законной зеленой стоянкой в поселке Свирьстрой, где ничего не изменилось, даже погода, которая не позволила искупаться. Я позавидовала тем будущим путешественникам, которые попадут сюда в июле в разгар жары и с удовольствием поплавают в бухточке, про которую я уже упоминала.

Девятый день: Кижи. Махонький остров шириной не более километра, так что стоя посреди него, можно с обеих сторон видеть воду. Его называют музеем под открытым небом, там со всех окрестностей собраны разные деревянные строения, характерные для русского севера: мельница, часовня, звонница, дом бедного крестьянина, дом середняка, дом зажиточного крестьянина и так далее. Но туда привлекает, конечно, не это, а ансамбль "Кижский погост", в состав которого входит восьмое чудо света – 22-главая деревянная церковь, единственная в 

своем роде. Все еще жива, старушка, хотя собралась разрушиться и изнутри у нее металлический каркас (внутрь ее не пускают), а снаружи уродующие вид деревянные брусья. Вторая церковь попроще, а кроме них есть еще часовня, и все вместе настолько впечатляет, что невозможно оторваться. Главки покрыты осиновым лемехом, который от времени приобрел оттенок серебра. Нет, друзья мои, это надо видеть. Я описать не могу.

В этот же день был Петрозаводск. Там приходилось выбирать между экскурсией по городу и экскурсией на водопад Кивач. Я выбрала водопад. Дорога туда и обратно среди карельских лесов и озер заняла два часа, не считая времени, проведенного у водопада. Водопад находится в заповеднике, и нас предупредили, что там нельзя не то что рвать траву-цветы или ломать ветки деревьев, но даже убивать комаров. Рвать-ломать ничего не хотелось, а вот одного комара я, каюсь, все-таки убила. Других и не было, впрочем, он оказался единственным, который на меня покусился.

Водопад Кивач второй по величине среди равнинных водопадов Европы. Он мне не показался гигантом, но оказаться в центре бурного потока, падающего со скалы, мне бы определенно не хотелось.

И вот после Петрозаводска уже на самом деле стали возвращаться по тому же маршруту, по которому плыли. Но с той особенностью, что на обратном пути проплывали днем то, что туда проплывали ночью, так что и в этом отношении было не скучно.

Итак, десятый день: городок Вытегра, столица Волго-Балта. Там есть музей Волго-Балта, местный краеведческий музей и музей поэта Клюева, который родом из тех мест. Более ничем городок не примечателен. Более того, он настолько заштатный, что в нем даже нет ярко выраженной главной улицы.

11-й день: зеленая стоянка у села Ирма (на Волге). Лес, трава, луговые цветы, вода, живописный вид на Волгу с крутого берега.

12-й день: незапланированная зеленая стоянка у места под названием Сосенки. Ландыши, на которые я лично только любовалась, но не рвала. Оглушительные переговоры, которые вели водные обитатели этих Сосенок. То ли это были утки, то ли еще кто. Вечером за ужином, когда мы обсуждали, кто бы это мог быть, кто-то сказал, что это были лягушки. Никогда не слышала так громко квакающих лягушек и до сих пор сомневаюсь, что это были они.

13-й день: прибытие в Москву. Из динамиков слышна соответствующая музыка, на берегу толпа встречающих. Пришвартовываться к берегу – это интересно, это целая процедура, за которой с берега и с теплохода заинтересованно наблюдают множество людей. Все, путешествие закончено.

Можно рассказать еще и про другую сторону путешествия, не экскурсионную. Скучать на теплоходе даже и в то время, когда просто плыли, как-то не приходилось. Когда плывешь, интересно и просто смотреть вокруг. По ходу действия по радио рассказывали об интересных местах, мимо которых проплывали.  По вечерам всякие культурные мероприятия: вечер авторской песни, вечер туристской песни, вечер русского романса, вечер всякой-разной песни. Вечера вел Евгений Мартынов, есть такой артист песенно-разговорного жанра. Потом обнаружились таланты среди пассажиров, потом вообще пели хором все, что хочется. Выступал один раз рок-певец Юрий Арцызов (может, кто слыхал?). В общем, дни и вечера были заполнены до отказа. 

Резюме. Мне кажется, что хотя бы один раз по этому маршруту стоит съездить. На этом теплоходе многие ехали уже не в первый раз. Это притягивает. Я и сама хотела бы съездить еще, но вряд ли в обозримом будущем. Еще Европа ждет и прочие Египты, а если и не Египты, то Россия велика и ее надолго хватит. И кстати говоря, это очень познавательно. Не  раз я слышала от своих попутчиков: а ведь свою собственную историю мы совсем не знаем! Да, не знаем. А тут она предстает зримо. Впечатлений будет уйма и жалеть не придется.


Июнь 2001г.

Все фотографии с поездки

Рейтинг@Mail.ru

Обратно

 
Используются технологии uCoz