Обратно

 

 
 

Туристическая программа по Москве.

 

 

  

Недавно меня спросили, какую программу я бы составила для приехавшего в Москву "гостя столицы", если у него в распоряжении только четыре дня. Я немного поразмышляла над этим вопросом и поняла, что ответить на него мне не под силу, потому что Москва в четыре дня не умещается. Но вопрос меня вдохновил, и результатом вдохновения стало это длинное сочинение, где я просто перечисляю места и возможные маршруты, а читающий может выкинуть все лишнее и оставить то, что ему захочется увидеть в эти гипотетические четыре дня.

Прежде чем начать перечисление, предлагаю условиться, что осуществлять ее будет "гость столицы", который практически Москву не видел, он бывал тут разве что проездом или вообще приехал в первый раз. Кроме того, всякий уважающий себя турист ходит по городу пешком, поэтому мои маршруты будут пешеходными.

 

Итак...

Никто не оспорит, что начинать нужно с Кремля и Красной площади. Когда мои собственные "гости столицы" выражали желание их увидеть, я делала так: мы выходили из метро Театральная, где перед глазами сразу предстает Большой театр (он сейчас на ремонте, но неважно, не век же ему стоять в лесах) и туристу сразу можно напротив него поставить галочку в списке московских достопримечательностей, которые он увидел. Далее налево к Манежной площади и, не задерживаясь на ней, на Красную площадь. Тут говорить не о чем, разве что вспомнить кстати, как один молодой представитель "гостей столицы"  бегал по ней как мустанг и фотографировал все, на чем останавливался взгляд. Потом пройти по набережной вдоль кремлевской стены и на мост, где со специальной площадки можно увидеть канонический открыточный вид Кремля, многажды виденный на фотографиях, удостовериться, что фотографии нисколько не соврали, и сделать свою копию тех фотографий. Далее перейти на другую сторону моста и рассмотреть храм Христа Спасителя сверху, потому что это единственная возможность увидеть его с такой высокой точки. Поскольку у вас уже слегка накопилась усталость, теперь можно отдохнуть в Александровском саду перед новыми подвигами. Помимо отдыха, здесь можно посмотреть на сравнительно новый фонтан с конями и еще кое-какие симпатичные скульптуры на темы русских сказок.

Если вы теперь пойдете на территорию Кремля и там возьмете экскурсию, считайте, что один день уже прошел, потому что на большее вас уже не хватит. Если же в Кремль вы не пошли или Москва вас так воодушевила, что заставила забыть об усталости, тут возможно множество вариантов. Одних своих гостей я, например, повела на Старый Арбат.

К Старому Арбату идем мимо библиотеки имени Ленина (а ведь тоже достопримечательность) и несуществующего уже Военторга. Старый Арбат окончательно убит новопостроенным большим высоким зданием Альфа-банка (чтоб ему разориться!), стоящим в самом его начале. Здание довлеет над малоэтажной улицей, и надо пройти далеко вперед, чтобы забыть про этого монстра. Но все-таки эта пешеходная улица на задворках Нового Арбата имеет свое лицо и хотя бы раз это лицо надо увидеть.

От Кремля можно пойти и в другом направлении, а именно ко храму Христа Спасителя. Я не люблю этот новодел, этот муляж в натуральную величину, но что делать, он существует, и с этим приходится считаться. Как это – быть в Москве и не увидеть храм Христа Спасителя, самый главный и самый официальный храм всея Руси? Впрочем, там есть и еще кое-что – сквер, где можно отдохнуть, и памятник царю-освободителю, на который тоже, может быть, кому-то интересно посмотреть. Но тут есть и нечто гораздо более интересное – Музей изобразительных искусств имени Пушкина, который москвичи называют Пушкинским музеем, хотя с Пушкиным никакой иной связи кроме имени он не имеет. Тут вам придется выбирать, в какое именно здание пойти, потому что под этим общим названием теперь скрывается практически не один музей, а несколько. В главном здании вы увидите много чего разного на тему Древнего мира, в том числе многочисленные копии древнегреческих и других скульптур, в другом здании находится художественная галерея западного искусства, в том числе импрессионисты; одним словом, выбирайте! Есть еще музей личных коллекций, если это вас интересует.

В музее можно быть два или от силы три часа, и когда вы оттуда выйдете с глазами, которые смотрят в разные стороны, самое время погулять по окрестным улицам и переулкам, созерцая красоты архитектуры и просто любуясь всякими перспективами и тем, что попадается на глаза. Не знаю, кому как, а у меня одно из самых приятных времяпрепровождений – это ходить по улицам и переулкам куда глаза глядят. Только перед прогулкой запомните два места, куда вам, может быть, захочется сходить в другой день и в другой раз. Тут рядом в глубине квартала есть еще музей Рериха в очаровательном здании, бывшей усадьбе Лопухиных, а если вы поклонник творчества Ильи Глазунова, то вам не миновать его галерею, которая находится тут же, напротив Пушинского музея. Но я, каюсь, в его галерее ни разу не была.

Итак, мы гуляем. Куда пойдем? Предлагаю не спеша погулять по Пречистенке и Остоженке, заглядывая также и в переулки, коих тут множество. Никаких выдающихся достопримечательностей вы тут не найдете, но дух старой Москвы все-таки еще витает над ними и есть симпатичные дома стиля модерн. По пути вы еще увидите единственный в своем роде вход на станцию метро Кропоткинская, исполненный в 30-е годы.

 

Сколько времени прошло – один день, два? Вы сходили во все музеи, что я перечислила? Теперь мы от Кремля пойдем в другую сторону – по Варварке к Славянской площади. Варварка – улица контраста: слева от нее стоит 20-й век, а справа – 16-й, несколько церквей и палаты бояр Романовых, в которые можно заглянуть. Теперь, когда гостиницу "Россия" снесли, всем им, наверно, стало легче дышать. По пути можно посмотреть на остатки стены Китай-города, а на Славянской площади памятник Кириллу и Мефодию. Идем вверх по обширному скверу, не забывая смотреть по сторонам, и в конце видим другой памятник – героям Плевны (кажется, так), дела давно минувших дней... Тут рядом начинается улица Маросейка, незаметно переходящая в Покровку. На мой взгляд они еще не испорчены новостроем, никаких новых монстров на них не видать. Пройдя Покровку до конца, вернитесь обратно и поверните на Чистопрудный бульвар. Прошлым летом я видела на нем трамвай-ресторан; может быть, он катается и нынче. Но не это тут главное, а что именно, увидите сами.

 

День номер три. Про Третьяковскую галерею не забыли? Выходим из метро Третьяковская и идем в галерею. Пробыв там два-три-четыре часа, выходим с растопыренными глазами и углубляемся в тихие уютные переулки Замоскворечья, держа курс на Пятницкую улицу. Можно сначала хорошо поплутать в переулках, улица никуда от вас не уйдет. Эта улица одна из немногих в Москве, которая наиболее сохранила свой старинный облик. Идти по ней лучше от конца к началу, то есть, к центру. Если вы после этого еще куда-то хотите, предлагаю свернуть с Пятницкой налево, пройти немного по набережной, перейти по ближайшему мосту на другую сторону канала и снова идти по набережной в первоначальном направлении. Скоро будет Болотная набережная, возле нее сквер, а в глубине сквера таится скульптурная композиция Михаила Шемякина "Дети – жертвы пороков взрослых".

Кстати говоря, когда вы шли по набережной, ваше внимание уже давно привлекала маячащая далеко впереди некая скульптура со знакомыми (вроде бы) очертаниями. Может быть, вы даже уже догадались, что это Петр Первый у руля парусного корабля работы Церетели. На самом деле это не памятник Петру, а памятник 300-летию российского флота, но кто с этим будет разбираться, в сознании народных масс монумент проходит как памятник именно Петру, в том числе и в моем сознании. Вы можете рискнуть и от памятника Шемякина пойти к Петру, но я не советую, мы к нему придем другим путем. От Болотной площади лучше вернуться назад и выйти на Большой Москворецкий мост, откуда открывается еще один вид на Кремль, а также на собор Василия Блаженного и одну из московских высоток – дом на Котельнической набережной.

 

День номер четыре. Выходим из метро Октябрьская и идем к Дому художника на Крымском валу. Это филиал Третьяковской галереи, если я правильно понимаю их взаимоотношения, но в любом случае тут находится галерея искусства 20-го века, на которую небезынтересно посмотреть. Теперь там помимо прочего выставлены картины, долго лежавшие в запасниках по политическим соображениям. Если вы в Дом художника не хотите, проходим мимо и сразу идем в "Музеон" – галерею скульптур под открытым небом. Тут помимо прочего стоят отправленные в ссылку памятники Дзержинскому, Свердлову, есть множество разнообразных памятников Ленину и один (или более) памятник Сталину.
Тут рядом будет и громада церетелевского Петра, и вы вдоволь на него налюбуетесь, если захотите. Кстати, идти мы будем мимо Крымского моста, единственного в своем роде, стоит обратить на него внимание.

После "Музеона" и Петра можно возвратиться к метро Октябрьская, а можно пройти дальше по набережной, любуясь видами, которые здесь весьма симпатичны, и дойти до ближайшего моста, где свернуть налево к центру. Вы пройдете мимо кинотеатра "Ударник" и известного "Дома на набережной", про который писал Юрий Трифонов.

 

День номер пять. Про бульварное кольцо не забыли? Выходим на станции метро Пушкинская или Тверская и идем вниз по Тверскому бульвару под сенью тенистых дерев, не забывая смотреть по сторонам. По пути вам встретится недавний памятник Есенину, а наша промежуточная цель – площадь у Никитских ворот. Вы ее никак не пропустите, но давайте пока перейдем ее и отправимся немного дальше – по Никитскому бульвару. На его левой стороне вы скоро увидите вывеску Музея искусств народов Востока. Если у вас есть время, советую там побывать. Очень много интересных экспонатов, особенно по Китаю и Японии.

После музея возвращаемся на площадь у Никитских ворот и рассматриваем ее разнообразное содержимое – от церкви, в которой венчался Пушкин, до здания ТАСС, которое сохранилось в неизменности с советских времен. А чего ему меняться, если и так хорошо выглядит?

Дальше возможны варианты, но предлагаю теперь пойти переулками к Патриаршим прудам. По пути неподалеку от площади вы увидите очаровательный дом стиля модерн, построенный архитектором Шехтелем. Им когда-то владел банкир Рябушинский, потом в нем жил Горький после возвращения с Капри, а сейчас там его дом-музей. Можно туда зайти, это не займет много времени. Для любителей домов-музеев тут рядом есть еще и дом-музей А.Н.Толстого.

После дома-музея Горького углубляемся в переулки, держа курс на Патриаршьи пруды. В этом районе переулки кишат всякими посольствами, многие из которых находятся в очень симпатичных зданиях.

Вот наконец и Патриаршьи пруды. Вообще-то это один пруд прямоугольной формы. Обходим пруд по периметру, рассматриваем памятник баснописцу Крылову с персонажами его басен, садимся на скамейку и вдыхаем ауру этого места. Тут витает дух Михаила Булгакова, ведь именно здесь встретились многие герои его романа "Мастер и Маргарита". Может быть, вы найдете здесь кого-нибудь, кто покажет, где проходила трамвайная линия и где Аннушка разлила свое масло. Если никто не знает, можете взять меня с собой, я покажу.

Вы еще не устали? Ах, устали и ноги не держат. Тогда откладываем на завтра еще одну часть бульварного кольца. От Патриарших прудов можно пойти в сторону Садового кольца (это рядом), дойти до станции метро Маяковская и с чувством выполненного долга отправиться отдыхать. Тут вы, кстати, увидите памятник Маяковскому. Но предлагаю этот памятник отложить на потом, а сейчас пройти по Малой Бронной, тихой и уютной улице, которая приведет вас без шума и толчеи обратно на Тверской бульвар рядом с Пушкинской площадью. Вот тут вы можете сесть в метро.

 

День номер шесть. Продолжаем осваивать бульварное кольцо. Выходим на станции Пушкинская или Тверская, отдаем дань памятнику Пушкину и идем в направлении кинотеатра "Россия". Здесь начинается Страстной бульвар. Идем по правой стороне, чтобы не пропустить Петровку. На улицу Петровку стоит заглянуть, потому что на ней неподалеку от бульвара находится Музей современного искусства. Экспозиция "современного искусства" в нем, на мой взгляд, не представляет особого интереса, но есть несколько картин Пиросмани. Если кто-то интересуется его творчеством, имеет смысл заглянуть. Кроме того, во дворе музея собраны скульптуры разнообразных стилей и направлений, в том числе есть скульптура "Лужков с метлой" (мое название) работы все того же вездесущего Церетели. Как говорится, не пропустите.

Если вас не интересуют ни Пиросмани, ни Лужков с метлой, все равно вы на Петровку заглянули не напрасно. Напротив находится Высоко-Петровский монастырь с интересным архитектурным ансамблем далеких веков. Монастырь недействующий, действует только церковь.

Заглянув на Петровку, продолжаем путь по Страстному бульвару, где увидим в частности памятники Рахманинову и Высоцкому. Страстной бульвар перейдет в Петровский, Петровский в Рождественский и так далее, но все это будет бульварное кольцо. Стоит пройти по всем этим улицам, чтобы составить более-менее полное представление о бульварном кольце. В конце концов вы дойдете до Чистопрудного бульвара и радостно вспомните, что вы тут уже были и вот этот дядя на высоком постаменте вам уже знаком, это не кто иной, как Грибоедов.

 

День номер семь. Андроников монастырь (недействующий). Выходим на станции метро Площадь Ильича и идем по улице Сергия Радонежского, созерцая современную архитектуру с вкраплениями более старинных зданий. Можно проехать на трамвае, если вид современной архитектуры для вас невыносим. Андроников монастырь занимает небольшую площадь, обнесен стеной, а на территории тихо, спокойно и уютно. Здесь находится музей имени Рублева с прекрасной коллекцией русских икон, а также самая старинная церковь Москвы.

Отдохните здесь от суеты города и отправляйтесь на исследование улиц и переулков Таганки. Таганка тут рядом, надо только перейти площадь (кажется, она называется Андроньевская) мимо голубой церкви Сергия Радонежского. От площади веером расходится несколько улиц, и можно начать с самой крайней, Николоямской улицы, но не слишком увлекайтесь, а то очень быстро дойдете до Садового кольца, оставив самое интересное неувиденным, потому что вам обязательно надо пройти и по Большой Коммунистической улице. Не пугайтесь названия, ничего коммунистического на ней нет. Это тихая малоэтажная улица с несколькими симпатичными домами стиля модерн и множеством домов особнякового типа, а также одной большой церковью на углу двух улиц. Здесь также можно поплутать по переулкам, но в конце концов вы выйдете на Таганскую площадь, где благополучно сядете на метро.

 

Дни номер восемь, девять и так далее.

Музей-заповедник Коломенское (метро Коломенская). Шатровая церковь Вознесения 16 века (она сейчас на реставрации) и еще две церкви помоложе. Высокий берег реки Москвы и местами почти сельский ландшафт. Старые дубы, липы и множество другой растительности.

Музей-заповедник Царицыно (метро Царицыно). Год назад его стали реконструировать, а до этого были живописные развалины и кое-какие сохранившиеся здания, живописно заросший пруд. Сейчас все облагорожено, а когда было лучше – до или после – я сказать затрудняюсь.

Музей-усадьба Кусково (метро Рязанский проспект). Летняя резиденция графа Шереметева. Дворец с интерьерами, парк, парковые павильоны.

Новодевичий монастырь и рядом Новодевичье кладбище (метро Спортивная).

Тверская улица как главная улица Москвы. Посмотреть на нее от начала и хотя бы до Садового кольца.

 

Это далеко не полный перечень того, что стоит посмотреть в Москве. Я не стала говорить про те места, где не была сама. Может быть, что-то из виденного упустила. Например, стоит побывать на Воробьевых горах и посмотреть перспективу Москвы с овальной чашей стадиона Лужники на переднем плане. Может быть, стоит побывать в Останкине, где есть еще одна усадьба Шереметева. Там же заодно можно посмотреть вблизи на телебашню, она того заслуживает. В остальном пусть меня дополнят знатоки других мест Москвы.

 Кстати, речной трамвайчик для туристических целей я не одобряю, ничего особенного с него не увидеть, пустая трата времени, на мой взгляд.

 

 

Рейтинг@Mail.ru

Обратно

 
 
Используются технологии uCoz