Памятник М.Шемякина "Детям - жертвам пороков взрослых"

Фотографии

Обратно   

 

 

Дело было в десятиградусный мороз, если верить термометру за окном, или даже в двенадцатиградусный, если верить информации по радио. Надо быть большим энтузиастом либо фотографирования, либо осмотра памятников, либо того и другого вместе, чтобы в такой мороз да еще и с ветерком выйти из дому специально затем, чтобы полюбоваться на творение рук Шемякина. Но здесь надо учесть, что московская погода как капризная барышня так и норовит отчебучить какой-нибудь фортель. Например, в январе она упорно держалась на отметке +5, хотя иногда милостиво снижалась почти до нуля; и на том спасибо, потому как лучшего от нее уже не чаяли дождаться. И если уж температура вдруг ушла с плюса в минус, снег засыпал все безобразия, наделанные погодой за январь, надо поскорее воспользоваться подарком небесной канцелярии, энтузиаст ты или нет, а то ведь не успеешь оглянуться, а на дворе опять оттепель, все тает-расплывается, грязь да слякоть кругом.

Таким вот образом я в мороз оказалась у памятника и сейчас приступлю к его описанию.

Памятник находится в сквере на Болотной площади, которая в свою очередь примыкает к Болотной набережной Водоотводного канала, и надо сказать, что он скромно прячется среди деревьев и совсем не бросается в глаза. Летом, когда все закроет листва, невнимательный прохожий, идущий мимо по своим делам, может пройти и не заметить его. Одним словом, беспокоиться о том, что памятник испортил центр города, нет никакой причины. За внушительным решетчатым забором на постаменте-возвышении и находится собственно памятник, дополнительно огражденный цепями, за которые просят не заходить. В центре двое детей – мальчик и девочка с завязанными глазами, – вытянув вперед руки, словно что-то ищут, а их полукругом обступили разнообразно выполненные фигуры, символизирующие пороки. Фигур тринадцать, это Наркомания, Проституция, Воровство, Алкоголизм, Невежество, Лжеученость, Равнодушие, Пропаганда насилия, Садизм, Позорный столб для беспамятных, Эксплуатация детского труда, Нищета, Война. Не уверена, что все их нужно счесть за пороки (например, пропаганда насилия явно не порок, а пропаганда), но автору виднее.

Девочка и мальчик сделаны из желтого металла, пороки из серого, причем пороки выше и крупнее детей. Ясно, на чьей стороне сила. Фигуры уродливы, какими и должны выглядеть пороки, но стоят они смирно, не тянут свои… что там у них бывает?..  руки, лапы или щупальца к детям. Не знаю, что имел в виду автор, но у меня от памятника не создалось впечатления, что эти уроды-фигуры непосредственно угрожают детям. Скорее они стоят и словно бы ожидают: вот погодите, когда вы вырастете, уж мы вам тогда зададим! Правда, некоторые пороки расставили руки, и вполне возможно, что если детишки нечаянно подбегут близко, они окажутся в этих лапах.

Общее впечатление: по-моему, интересно; никакого отторжения не возникает. Почему бы, глядя на памятник, не подумать хотя бы минуту над тем, каково в этом мире живется детям? Не одними красотами жить. Вот только вопрос: кто же завязал детям глаза? По логике вещей дети и в самом деле беспомощны перед миром взрослых, но кто же позволит своему чаду блуждать в потемках без заботы и опеки в этом мире? Вот тут моя мысль буксует и признается в непонимании замысла автора.

В этот зимний морозный день у памятника я была одна и конечно же переступила через цепь и поднялась на постамент, чтобы снять все с близкого расстояния, но почти сразу же раздался негромкий свист, на который я не обратила внимания, а потом кто-то крикнул, и я наконец-то догадалась, что в этой тишине и безлюдии кричат скорее всего мне. Я посмотрела – за забором стоит какая-то будка, а перед будкой некто – видимо, охраняющий этот объект. Увидев, что я наконец-то обратила на него внимание, он сообщил мне, что за цепями находиться нельзя. Я попробовала у него выторговать поблажку, мол, я ничего не сделаю, трогать не буду, мне только сфотографировать, но он был неумолим. Я еще попрепиралась с ним на тему, что мне будет, если я не уйду, но решила все-таки уйти за цепи и добропорядочно снимать памятник из-за цепей.

Это что ж выходит, у памятника есть охрана? И сколько же он тогда стоит городу? Но охранять его, видимо, есть резон, потому что не всякий воспримет адекватно этих уродов, кому-то наверняка захочется сотворить с ними чего-нибудь нехорошее; внести, так сказать, посильный вклад в борьбу с этими гадкими пороками. Посягательства уже были: у одного из пороков отпилили какие-то части. Лучше бы эти злоумышленники дров напилили какой-нибудь деревенской старушке…

А Болотная площадь в морозный зимний день хороша! Видны купола кремлевских церквей, бело и тихо. Лепота! Надо лишь немного отойти от памятника…

4 февраля 2005г.

 

 

Фотографии

Обратно   

 

Рейтинг@Mail.ru

Используются технологии uCoz