Обратно

Оглавление

  Часть 1. Речка Воря, главный дом и его окрестности. Теремок.

  Часть 2. Церковь и каменная баба.

  Часть 3. В доме Аксакова.

  Часть 4. Уходим, уходим... Взгляд напоследок

 
 

Абрамцево

как перекличка и средоточие множества путей, соединенных во времени и пространстве.  

(6 мая 2007 года)

 

Часть 1. Речка Воря, главный дом и его окрестности. Теремок.

 

  
 
 

Из дальнейшего станет ясно, что суть Абрамцева прежде всего в том и заключена, чтобы устраивать перекличку и связывать нитями, которые принято называть невидимыми, что-то такое, о чем никогда бы не догадался, что это можно связать.

Если говорить строго и официально, Абрамцево – это Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник "Абрамцево", и начинается он, как театр с вешалки, со станции Абрамцево, до которой ехать от Москвы час с небольшим на электричке. Станция стоит посреди леса, там нет ни единого строения помимо самой станции и с заповедником ее связывают стилизованные буквы названия, обещающие нечто большее, чем просто остановку среди леса.

Выйдя на этой станции, к музею-заповеднику вы можете пойти по лесу  напрямик, если знаете этот путь, или по лесной дороге, которая приведет к шоссе, а оно уже в свою очередь выведет к Абрамцеву.

В холодный солнечный день начала мая одно удовольствие идти по лесу, когда под ногами ровная дорога, по сторонам ели да березы и отовсюду слышится  звонкое пенье невидимых певцов. Утреннее солнце еще не победило ночной холод, и лужи на обочине прикрыты ледком, но погода сегодня сделана по специальному заказу, потому что такой ясный безоблачный солнечный день после многих дней непогоды не может случиться просто так, он сделан специально для нас.

 

Шоссе идет под гору, поворот, а за поворотом речка, которая называется Воря.

 

            Речку звали, как ребенка, - Воря.

            Как она была неглубока!

            Никакого там большого моря

            даже знать не знала та река.

   

 

Маргарита Алигер не могла знать, что ее стихи, прочитанные лет двадцать назад, вспомнятся в тот миг, когда мы будем подходить к Воре, а впереди уже завиднеется абрамцевский комплекс – мостики, высокие деревья в парке, и на пригорке, если заранее знать, уже будет угадываться главный дом абрамцевской усадьбы. Стихи написаны в другом веке, не в той эпохе, в которую мы сейчас идем, и вовсе не про Абрамцево тут речь, а про свое, личное, но вот поди ж ты, вспомнились вдруг, и протянулась та самая невидимая нить из сегодняшнего дня в век 19-й и век 20-й, связав их между собой.

Усадьба Абрамцево уникальна в своем роде. Ею по очереди владели два выдающихся человека – сначала тут жил писатель и славянофил Сергей Тимофеевич Аксаков (c 1843 года и до 1859-го, года своей кончины), а потом (в 1870 году) имение купил промышленник и меценат Савва Иванович Мамонтов, и оба оставили тут свой след.

Прошедшие без малого сто лет многое тут изменили, но главное осталось – простой дом с мезонином, типичный для помещика средней руки, коим и был Аксаков, и маленькая уютная домашняя церковь, коллективное детище так называемого абрамцевского кружка, в который входили многие известные художники, в том числе Поленов, Репин, братья Васнецовы, Серов, Врубель.

А теперь пройдем по Абрамцеву с фотоаппаратом в руках. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

 

 Главный дом усадьбы, дом помещика средней руки, то есть, не очень богатого помещика Аксакова. Это первое, что видишь, зайдя на территорию усадьбы. Перед домом большая ровная лужайка, где не растет ничего кроме травы. Можно предположить, что так оно и было испокон веку, и теперь соблюдается старинная традиция.

А с другой стороны дом смотрит на речку Ворю и пруды.

 

 

Стекла отсвечивают, рамы бросают тени - никакого удоволь-

ствия ни от созерца-

ния, ни от съемки.

 

 

 

Местность террасами спускается к реке. Аксаков был страстным любителем рыбной ловли и усадьбу подбирал специально такую, чтобы была на берегу реки. Он удил рыбу почти до конца своих дней, а рыбы в Воре водилось в те времена достаточно. Помимо других произведений он даже написал "Записки об уженье рыбы". 

Кстати говоря, и Мамонтовы в свою очередь при выборе усадьбы непременно хотели, чтобы она была возле воды. 

 Где-то тут на склоне стояла изразцовая "скамья Врубеля", но теперь ее спрятали под стекло от вандалов и демонстрируют отдельно. 

 

 

 Терем-теремок, кто в тереме живет? Домик так и называется - теремок. Строили его во времена Мамонтова (архитектор И.П. Ропет, 1873г.) и предназначали для бани. И что-то он мне сильно напоминает, рождает в голове настойчивые ассоциации...

 

 

 

 Долго вспоминать не надо, даже вовсе незачем рыться в памяти. Вот он, дом Виктора Михайловича Васнецова в Москве, в тихом переулке недалеко от Сухаревской площади. В.М.Васнецов построил его по собственному проекту и жил в нем 32 года - с 1884 года и до своей кончины. Дома перекликаются между собой, а дух Васнецова витает и там, и тут, ведь он был частым гостем в Абрамцеве. 

Сейчас это дом-музей, сохранивший всю обстановку жилого дома художника. Многое из мебели было сделано в абрамцевских столярно-резчицких мастерских (были там такие мастерские), и это тоже перекличка.

Пойдем дальше?

 
 

Рейтинг@Mail.ru

Обратно    

 
 
Используются технологии uCoz